Регина МАКАРОВА
В Казахстане, если верить официальной статистике, проживает порядка 100 тысяч детей с ограниченными возможностями. Каждый день они сталкиваются с трудностями, которые обычному человеку покажутся привычным делом. Благодаря своим близким, таким деткам удаётся приспосабливаться к этому миру, к его будням, но для этого они проделывают колоссальную работу.
Летом в Житикаринском районе открылась специальная секция адаптивного спорта и плавания для таких детишек. С понедельника по среду они занимаются с тренерами в ФОКе, а в четверг и пятницу — в бассейне Алма-Ата. Этот проект один из первых в Казахстане. Его реализации Алмагуль Омарова, общественный деятель района, добивалась пять лет. Кстати, её дочь, Нуржанат — аутист.
— Я очень благодарна, — отмечает женщина, — акиму Житикаринского района Нуржану Каиржановичу Утегенову. Ведь именно он пошёл нам навстречу и поспособствовал реализации этого проекта в рамках специального государственного заказа.
Секцию адаптивного спорта посещает порядка 16-ти детей с разными диагнозами
По словам мам и тренеров, такой адаптивный спорт очень положительно сказывается на физическом и психологическом развитии детей с особенностями. Во-первых, благодаря ему они стали крепче и сильнее. Некоторые научились уверенно прыгать, кидать и пинать мяч. Во-вторых, они социализируются и контактируют друг с другом. Дети стали спокойнее. Сегодня практически все ребята комфортно чувствуют себя в воде, хотя на первых занятиях было очень много слез и криков. Они боялись шагнуть в бассейн. Сегодня этот страх преодолён.
В спортивном зале дети учатся челночному бегу, пинать мяч, прыгать и работать в команде.
— Мы должны их приспособить к обычной самостоятельной жизни, — говорит одна из мам Гульмария Блеутенова, — нам важно, чтобы их адекватно воспринимали другие дети и взрослые. Ведь они тоже часть нашего общества.
Занимаются с детьми молодые тренера Виктория Белова и Диана Ищанова. Каждый урок они продумывают, выписывают упражнения из специальных методичек. Конечно, такой спорт отличается от привычных упражнений, но как таковых сложностей не возникает.
— Небольшие трудности, — комментирует Диана Ищанова, — возникают только тогда, когда меняется погода. Такие дети очень метеозависимы и остро реагируют на любые перемены. Но главное — терпение и труд. Нужно учить, учить и учить.
— Изначально, — дополняет Виктория Белова, — мы думали, что будет очень сложно. Я даже не представляла, как сложится наша работа. Но как показала практика — это не так. Сегодня мы видим результат, и от этого хочется двигаться дальше и помогать. У некоторых детей заплетались ноги, они не умели элементарно прыгать. А сегодня они в этом совершают успехи. Конечно, порой они ничего делать не хотят, но мы настойчиво идём к своей цели. Опять же потому, что видим результат.
Для мам каждое, пусть даже маленькое, достижение ребёнка — это уже победа. Они вместе с ними занимаются и на собственном примере показывают, как нужно выполнять упражнения.
— Главное, — подчёркивает Алмагуль, — не останавливаться. Иначе дети снова всё забудут. Тут не увидишь результата за неделю. Это кропотливый и усердный труд, который замечаем только через время. Когда мы начали посещать секцию, никто не умел даже мяч ловить, а сегодня это не вызывает таких трудностей, как раньше.
— Мой Женя, — говорит одна из мам, Валентина Комарова, — стал более общительным. Здесь он выплёскивает свою энергию. К тому же улучшилось его физическое развитие. Перестала трястись рука.
Кстати, на одной из тренировок Женю заметила тренер по дзюдо и предложила попробовать себя в этом виде спорта. Она видит в нём перспективы.
Как бы то ни было, проблем в организации работы секции хватает. Главная из них – отсутствие отдельного помещения. В декабре договор в рамках госзаказа заканчивается. Соответственно, у детей не будет зала. И какой-то период они будут снова ждать. Но родители и тренеры всё равно намерены найти зал и всё таки продолжать. Кстати, некоторые из-за этого и не хотят даже начинать, ссылаясь на то, что есть вероятность, что продлятся эти тренировки недолго.
Ещё одна проблема — это психологический барьер отдельных родителей, которые, опуская руки, не стремятся помогать своим детям. Не видя смысла, по их мнению, в недолгосрочных тренировках.
Очень важен и тот момент, что детей с особенностями необходимо социализировать с обычными людьми. Что тренеры постепенно и делают. Например, Виктория тренирует детскую сборную Житикары по баскетболу. Она привлекла своих подопечных, которые приходят и поддерживают деток с особенностями. Тем самым дают им опыт общения.
Имеет место быть и получение тренерами квалификации и особенных знаний. В Алмате есть специальная школа, где обучают тренеров по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но стоит оно очень дорого.
А вообще, родители и тренеры не отказываются ни от какой помощи. Будь то инвентарь, оснащение или просто волонтёрское сотрудничество. Самое главное для них — это донести до общества проблему особенных деток и научить адекватно на них реагировать!