Динара БАТЫРХАНОВА
А вы пользуетесь дома стационарным телефоном? Сегодня Интернет заменил нам прежние средства связи, но стационарные телефоны остаются в быту. Без них не могут обойтись маленькие и крупные компании и, конечно же, пенсионеры.
К нам обратилась житикаринка Галина Ивановна пенсионного возраста с вопросом – почему люди платят разные суммы практически за одни и те же услуги? Причём разбег цифр весьма интересный – от 600 до 1500 тенге, и довольно сложно, по ее словам, проследить логику начисления оплаты. Галина Ивановна оплачивала услуги домашнего телефона – 1200 тенге, также на устройстве у неё работал определитель номеров входящих звонков. Но потом представители АО «Казахтелеком» отключили определитель и в ответ на резонный вопрос сказали, что теперь нужно платить 1300 тенге в месяц, чтобы пользоваться и телефоном, и определителем. Когда пенсионерка обратилась с вопросами в местный офис, её отправили в областное ведомство. Там же её направили обратно в житикаринский филиал, поэтому женщина так и не получила полные ответы на свои вопросы и обратилась в нашу газету.
За разъяснением я лично пошла в житикаринский офис АО «Казахтелеком» к руководителю – Зайцеву Евгению Ивановичу. Евгений Иванович по вопросу никаких комментариев не дал. Сказал только, что житикаринский филиал отвечает за техническую часть, а все начисления регулируются областным ведомством. Тем не менее, совсем без ничего я оттуда не ушла: руководитель филиала направил меня к главному специалисту группы продаж житикаринского района – Раушан Кубжасаровой.
По её словам, у многих граждан работал определитель входящего номера и работал бесплатно. Теперь же с этого года обновилась система обслуживания, и услуги определителя стали платные – 96 тенге. Поэтому Галине Ивановне необходимо подойти в офис житикаринского филиала, чтобы написать заявление на подключение услуги определителя номера, и платить за него 96 тенге в месяц. И об этом обычно пишется в платёжной квитанции. Но давайте вспомним, давно ли мы видели квитанции за телефон? Многие сейчас оплачивают телефон через банковские приложения. Ежемесячно там появляется квитанция с суммой платежа, но почти во всех приложениях — это только одна сумма за все услуги целиком, и в ней нет подробной информации о перечне оказываемых услуг и ценах на них.
Также с начала 2023-го года поднялись тарифы на стационарные телефоны. На мой вопрос, где можно найти сетку тарифов с фиксированными ценами на телефон и цену на услуги определителя, последовал ответ – на сайте telecom.kz. Немедля зашла на сайт, и, к сожалению, не нашла те самые тарифы. Тарифы на интернет, домашнее ТВ, мобильную связь, Казактелеком магазин – всё что угодно, но только не тарифы за телефон.
Но кое-что найти всё-таки удалось. Как утверждала Раушан, еще в конце прошлого года из вышестоящего ведомства им пришёл приказ о повышении тарифов на все виды услуг связи. О повышении цен была новость на сайте Казахтелекома, и об этом писали в СМИ. Правда, не уточнили, в каких. Общими усилиями у нас с Раушан получилось найти новость о повышении цен на сайте Казахтелекома, она датирована 22 декабря 2022 г. Но информация о цене услуги определителя и о том, что услуга теперь платная, так и не нашлась. Она была только во внутреннем приказе компании, который не предназначен для публикации в СМИ и соцсетях.
Конечно, надо понимать, что житикаринский филиал не занимается ведением сайта Казахтелеком. Но проблема всё же остаётся. Необходимо в общем доступе — на сайте и в соцсетях компании, посредством СМИ — предоставлять полную информацию о линейке тарифов с ценами на телефон и интернет, о дополнительных услугах и о предлагаемых пакетах услуг. И, главное, чтобы это было доступно для всех. Возможно, и скорее всего, всё это есть в личном кабинете абонента, на сайте Казахтелекома. Я попыталась зайти в свой личный кабинет, но у меня его нет, так как сначала надо зарегистрироваться. Пройти регистрацию не получилось, потому что надо было заполнить много полей: номер лицевого счета, который указывается в квитанции от поставщика услуг; код регистрации, и т.д… Мне, как молодому пользователю, можно поставить в упрёк то, что не смогла завести личный кабинет самостоятельно. А теперь представьте, как здесь будет регистрироваться пенсионер, который пользуется только стационарным телефоном? Тут понятно, что без помощи он не справится. Так что пока у граждан будут оставаться вопросы…