Юлия МИСЮРА
Интересные идеи, рационализаторские предложения, проекты по цифровизации и модернизации производства. Это то, что очень хорошо характеризует АО «Костанайские минералы» — активно развивающуюся компанию, которая ставит большие цели и достигает их. Во многом это заслуга подразделений предприятия, специалисты которых не раз доказывали свою компетентность и при поддержке руководства внедряли инновации во всех сферах деятельности АО «КМ». На этот раз речь пойдет о проекте «Автоматического регулирования загрузки грузового потока».
Это очень масштабный проект, который не только позволит уменьшить потери хризотила, но и значительно снизить нагрузку на операторов. На данный момент для реализации данного проекта используется первый тракт грузового потока обогатительного комплекса, который в прошлом году был переведен под управление контроллером Siemens — оборудованием, призванным сигнализировать оператору об авариях и неполадках. Но, чтобы полностью модернизировать первый тракт и пройти еще один шаг на пути к искусственному интеллекту, необходимо было частично восстановить внедренную в 2021 году одним из бывших наших сотрудников, Богданом Андриенко, систему машинного зрения, установленную на 16 операции грузового потока.
Первым этапом реализации проекта стало восстановление и усовершенствование системы на первом тракте. Так что же представляет из себя система машинного зрения? Это уникальная система умных камер, задача которых выводить на визуализацию оператору сообщения о сходе волокна в процентном соотношении. Ранее оператор должен был среагировать и в ручном режиме снизить загрузку, сейчас же, когда было принято решение восстановить и усовершенствовать работу системы, она получила новую очень полезную функцию – автоматическое регулирование загрузкой. Здесь надо сказать, что разобраться в системе машинного зрения сотрудникам, взявшимся за воплощение проекта, который получил название «Автоматическое регулирование загрузки грузового потока», помог Богдан Андриенко. Он рассказал о том, как устроена система, которую он когда-то внедрил. А ведущий инженер по АСУТП Евгений Крысенко и техник-программист Вадим Галюк за полгода работы восстановили и усовершенствовали ее.
Скажем сразу, задача была непростая. Каждую камеру нужно было обучить – говоря простым языком, настроить так, чтобы она сообщала оператору правильные данные. Но на этом останавливаться не стали и использовали возможности уже имеющегося контроллера Siemens. Для этого нужно было продумать механизм эффективного взаимодействия данных систем и внедрить алгоритм, который позволит ввести автоматическое регулирование загрузки и на выходе получить максимальную производительность хризотила без его потерь. С этой задачей они справились блестяще.
Но данная система пока не идеальна, так как сход может произойти не только на 16 операции. Поэтому оператор, при необходимости, может перейти на ручной режим и отрегулировать загрузку по своему усмотрению. Вместе с тем, скоро это может не понадобится, ведь система автоматического регулирования загрузки будет развиваться. Так, в планах есть установка дополнительных «умных» камер и датчиков и охват узких мест, что позволит уменьшить погрешность работы системы. А пока можно смело говорить о том, что эксперимент по внедрению автоматического регулирования загрузки грузового потока, удался. Об этом говорят и опытно-промышленные испытания системы, которые сейчас идут полным ходом.
Так что перспектива у этого проекта очень большая – сейчас он воплощен на первом тракте, а в будущем это оборудование планируется установить и на остальных трактах. Более того, уже завершен монтаж оборудования автоматического регулирования загрузки грузового потока на втором, третьем, четвертом и пятом тракте. Здесь сейчас ведутся пуско-наладочные работы…
Вот такими уверенными шагами предприятие идет к внедрению искусственного интеллекта. И поверьте, это только начало, самое интересное еще впереди!