Динара БАТЫРХАНОВА
Тема, набившая оскомину нашему обществу — мошенники. Сложно сосчитать, сколько раз мы рассказывали о самых хитровыдуманных способах воровства, и сколько обходов с разъяснительными беседами совершили сотрудники Отдела полиции Житикаринского района. Вся проделанная работа перечеркивается вмиг, когда в очередной раз кровно заработанные деньги идут в карманы людей с низкой социальной ответственностью. На этот раз жертвой мошенников стала сотрудница АО «Костанайские минералы», на которую они оформили кредит в 1 млн. тенге.
В обычный февральский день женщина находилась на работе, выполняя свои трудовые обязанности. На ее телефон позвонил незнакомый номер и она подняла трубку. На том конце провода человек представился сотрудником службы безопасности Национального банка. «СБ-шник пояснил», что на ее счет производится кибератака, поэтому его необходимо заблокировать. Чтобы это сделать, нужно скачать приложение банка Freedom и пройти в нем регистрацию. Женщина послушно скачала приложение, прошла регистрацию и верификацию, дважды продиктовав мошенникам коды, пришедшие в смс-сообщениях.
Здесь хотелось бы отдельно пояснить. Вспомните, как вы скачивали себе приложения банков Kaspi или Halyk. Обычно вы вводите свой номер телефона, а затем вам приходят та самая смс, которая регистрирует вас в системе банка и дает полный доступ к вашим счетам и картам. А теперь представьте, что когда мошенники разговаривали с женщиной, они делали то же самое. Скачали себе то же самое приложение, ввели номер телефона женщины (а ведь он у них есть, они же позвонили на него). Затем она продиктовала код из смс, что дало им доступ в личный кабинет, зарегистрированный на ее имя, и полную свободу действий — оформить кредит? Да запросто, они же вошли в личный кабинет.
После регистрации в приложении на ее имя был оформлен кредит на сумму 1 млн.тенге, а далее деньги исчезли в неизвестном направлении. В данный момент полиция занимается поиском средств.
Тут стоит добавить, что в этот время рядом с женщиной работали коллеги, которые сразу поняли, что ей звонят мошенники, и пытались ее предупредить. Но, почему-то, житикаринку это не остановило. Кроме этого, по словам полиции, в АО «Костанайские минералы» разъяснительные беседы, где рассказывали подобных схемах мошенничества, проводились два раза, и потерпевшая на них присутствовала. Тем не менее, имеем то, что имеем.
А теперь, давайте на минутку остановимся, и вернемся в момент разговора. Вам не показалось бы странным, если незнакомый человек, представившийся сотрудником службы безопасности Национального банка позвонил именно в этот момент и именно вам, и сказал бы, что на ваш счет совершается некая кибератака? Кто-нибудь, хотя бы раз открывал самостоятельно счет в Национальном банке?? Более странно то, что так называемый сотрудник Национального банка попросил скачать приложение совсем другого банка. Как один банк может отвечать за безопасность вашего счета, открытого в другом банке?
Отбросив всю лирику, мы хотим снова вас предостеречь, дорогие житикаринцы. Запомните пожалуйста:
- Сотрудники банка не будут сами вам звонить. Если даже с вашим счетом происходит «что-то не то», вас уведомят в приложении вашего банка, либо через смс-сообщение;
- Если вам поступил такой звонок, лучим решением будет как можно быстрее завершить разговор. Не бойтесь бросить трубку прямо посреди беседы — если это сбережет ваши средства, то вопросы вежливости уходят на последний план. Затем следует самостоятельно позвонить в свой банк, на официально зарегистрированный номер, чтобы прояснить ситуацию.
- Каждый человек знает, в каких банках у него открыты счета и карты. Поэтому если в разговоре упоминается совсем другой банк — это самый что ни на есть красный сигнал угрозы атаки мошенников.
Дорогие читатели, будьте осторожны! Старайтесь сохранять холодный разум и критичность мышления, не бойтесь бросить трубку и не переходите на подозрительные ссылки. Пусть все ваши деньги всегда остаются в сохранности!