Юлия МИСЮРА
Жилищная реформа с внедрением новых форм управления многоквартирными домами в свое время наделала много шума. Тогда казахстанцы должны были отказаться от услуг ПКСК и КСК и полностью перейти на ОСИ и ПТ. Но, когда стартовал процесс перехода на новые формы управления МЖД, он столкнулся со множеством препятствий. Да и мнения граждан о жилищной реформе разделились. В итоге казахстанские законодатели сначала отложили ликвидацию ПКСК и КСК, а затем признали провал реформы и разрешили параллельное существование старых и новых форм управления.
Между тем ОСИ и ПТ повсеместно продолжают вести свою деятельность. К примеру, в нашем городе 5 многоквартирных домов зарегистрированы как ПТ и 50 как ОСИ. Но многие житикаринцы до сих пор не сделали однозначный вывод, что лучше, ПКСК или ОСИ, и задают эти вопросы нам. Поэтому сегодня разбираться в этой теме начнем с плюсов и минусов ОСИ. Об этом рассказывают люди, которые ощутили эффект жилищной реформы на себе — председатели объединений собственников имущества Житикары.
Галина Куликова, председатель ОСИ 7 мкр – 1 д:
— Я, как председатель объединения собственников имущества нашего дома, могу сказать, что ОСИ — это одни плюсы, минусов я не вижу. У нас восьмиподъездный дом, в нем 119 квартир. За два с половиной года мы для своего дома сделали больше, чем КСК — за 10 лет. Во-первых, деньги у нас контролируются, все они находятся на нашем счету. За время работы мы полностью поменяли трубы на холодную воду, канализационные трубы, сделали ревизию щитков в подъездах, установили датчики движения на площадках. Помимо этого, мы три года самостоятельно проводим подготовку к отопительному сезону и делаем это весьма успешно. Жильцы видят эти положительные изменения, поэтому, в основном, у нас взаимопонимание. Конечно, сказать, что у нас совсем нет проблем, нельзя. Да, у нас есть должники, но с ними мы боремся, взыскиваем долги через суд. В этом нам помогает управляющая компания и наш house-менеджер. Сейчас жалею о том, что в январе 2021 года, когда наш дом официально перешел на ОСИ, я заключила договор с ПКСК «Надежда». С ним мы сотрудничали вплоть до его закрытия. Ничего хорошего для нашего дома за это время сделано не было. Поэтому я очень жалею, что мы потеряли эти 7 месяцев. Вы бы видели, в каком состоянии нам был передан подвал! Все трубы ржавые, вода бежит, и только «чёпики» напоминают о жалких попытках исправить ситуацию. Непростые отношения у нас и с ТОО «Соцсервис». Баки и мусорная площадка находятся в ужасном состоянии, мусор вывозится несвоевременно, из-за этого ветром разносится по всему двору. Конечно, мы убираем придомовую территорию (5 метров), но остальная территория двора не убирается, так как не входит в нашу компетенцию. Эту проблему мы вновь подняли на уровне местной исполнительной власти и надеемся на положительный исход.
Юрий Яковлев, председатель ОСИ 4 мкр — 8 д:
— Я во главе ОСИ нашего дома стою уже четвертый год. Самый главный плюс этой формы управления в том, что мы, жители дома, знаем, где наши деньги и на что они уходят. Мы получаем все услуги, необходимые для полноценного функционирования, – как по договору с КСК шестого микрорайона, так и с управляющей компанией, которая занимается бухгалтерией. Имеется и юрист, он работает с должниками. На мой взгляд, самый большой минус ОСИ в том, что домам в нашем микрорайоне по 60 лет, должного внимания им не уделялось, и практически все пришло в негодность. Приняв катастрофически изношенный дом, нам сложно восстановить то, что разрушалось десятилетиями. По-хорошему, наш дом требует капитального ремонта, а это очень большие деньги… Но мы не стоим на месте, потихоньку приводим дом в порядок — поставили пластиковые окна между вторым и первым этажом, поменяли трубы холодной воды, частично меняем стояки, занимаемся подвалом. Люди видят, какие работы мы делаем. Более того, у нас каждая услуга документально подтверждена и прозрачна. Деньги жильцы перечисляют на счет. У нас два таких счета – один на содержание дома, другой на оплату отремонтированной кровли. Неплательщики, конечно, есть, но, как я уже сказал выше, с ними работает наш юрист. В целом же, в нашем ОСИ хорошо налажена коммуникация, равнодушных жильцов немного, мы сообща в WhatsApp группе обсуждаем, какие работы необходимо провести, что сделать в первую очередь, а что можно немного отложить. Поэтому я считаю, что плюсов в этой форме управления больше, чем минусов.
Леонора Реймер, председатель ОСИ 7 мкр - 5 д:
— В целом, я хочу сказать, что ОСИ – это хорошая задумка. Главный ее плюс – это прозрачность бухгалтерии и то, что людям понятно, куда и на что тратятся деньги. При этом, на мой взгляд, есть и очень большой минус – к этой реформе не было должной подготовки. В частности, это касается обучения председателей и управляющих компаний. Да и если разобраться, у нас ограниченный выбор сервисных и управляющих компаний, не сравнить с большими городами. Еще одна проблема, с которой я в качестве председателя ОСИ столкнулась — это должники. У нас их очень много, на сегодняшний день жильцы должны 1 160 000 тг. Конечно, с ними ведется работа, но это судебные проволочки и время. А так, если бы люди исправно платили, то мы гораздо больше смогли бы сделать. А пока за два года моей работы мы поменяли трубы на холодную воду, частично заменили канализацию, стояки. Но работы предстоит еще очень много, ведь, по словам проверяющих, наш подвал самый аварийный в микрорайоне. Есть нюансы и в санитарной очистке двора. Мы стараемся держать его в чистоте, но с мусорных баков постоянно летит мусор, да и городской акимат не торопится убирать общегородскую территорию… В общем, плюсы есть, но и минусов тоже много.
Сергей Прохоров, председатель ОСИ 7-15
— Наш дом 7-15 три года назад перешел на новую форму управления – ОСИ. В первую очередь, хотел бы выделить ее плюсы – это то, насколько сильно сплотились наши жильцы, мы все делаем сообща, выходим на субботники, убираем территорию, обсуждаем объем ремонтных работ. При этом мы работаем по принципу — мой дом — моя крепость, и за этой крепостью надо постоянно следить и ухаживать. В итоге, за три года общими усилиями мы смогли очень много сделать для комфортного проживания. Мы поменяли водопровод холодной воды, отрегулировали подачу поливной воды для придомовых участков, отремонтировали электрощитки, полностью поменяли в них проводку, наладили подъездное освещение, поменяли козырьки на подъездах, установили ограждения возле подъездов. Лампочки для освещения подъездов наши жильцы уже давно не покупают. Если где-то перегорает лампочка, они сообщают об этом мне через нашу группу в WhatsApp, я иду и меняю, и это все делается за счет средств наших ежемесячных взносов на содержание дома. В общем, если проводить параллель, то смело можно сказать, что за три года мы сделали больше, чем КСК за 25 лет своего существования. Более того, у нас все открыто и прозрачно, я каждый месяц отчитываюсь за каждую потраченную копейку, для этого наш бухгалтер делает распечатку, и люди видят, на что уходят деньги. В КСК такого никогда не было. За поверку общедомового счетчика на тепло мы тоже оплачиваем из наших ежемесячных взносов. Конечно, у нас, как и у всех ОСИ, имеются и должники, но мы с ними боремся, подаем в суд и взыскиваем эти деньги. Конечно, есть и другие минусы — это несвоевременная уборка вокруг мусорных площадок, хотя бытует мнение, что их должны убирать ОСИ. Но мы свою установленную законом территорию убираем (придомовая территория — 5 м) и даже больше — проводим очистку и там, где должен проводить городской акимат. Поэтому продолжим стоять на своем.