Безопасная кровля: какой материал выбрать, чтобы ее не унесло ветром?
2024-05-17, 09:54
Тема сорванных крыш в Казахстане уже не первый год оказывается на волне «популярности» после каждого сильного ветра. Практика показывает, что страдают чаще всего не старые кровли, а относительно новые.
На рынке сегодня предлагают самые разные материалы для шатровых крыш. Это могут быть как довольно гибкие конструкции, так и жесткие; легкие и довольно тяжеловесные. Среди наиболее популярных профлист, мягкая кровля и металлочерепица, а также шифер.
Если изучать характеристики этих материалов с учетом казахстанского климата, то следует обратить внимание на несколько нюансов: на юге страны — это жара, а на севере – морозы и снеговая нагрузка. Добавьте к этому повсеместные сильные ветра в разное время года.
У мягкой кровли и металлочерепицы есть свои недостатки. Один из них — довольно высокая стоимость материалов по сравнению с другими. Другой – у мягкой кровли снижение прочности при высоких или низких температурах, а также относительно низкий уровень допустимой снеговой нагрузки. У металлочерепицы это тема конденсата, что может образовываться в случае неправильной вентиляции, а также низкое шумопоглощение.
Наиболее распространенным материалом для кровель сегодня можно назвать профлист. Это довольно доступный по цене материал. Он эстетичен, прост в монтаже. Его главным недостатком остается недолговечность. Речь не о проржавевших листах, а о недостаточной прочности конструкции. Только в 2023 году сорвало кровлю на зданиях Академии МВД в Караганде, Дома культуры в Павлодарской области, жилого дома в Кызылорде. 15 декабря в Кентау сильный ветер сорвал кровлю с двух десятков жилых домов и объектов образования. Сообщалось, что сильный ветер в Астане повредил крышу Казахского агротехнического исследовательского университета имени Сейфуллина. Примеров множество.
Специалист в области строительства с 40-летним опытом работы Елена Палева пояснила, что одна из причин заключается в легкости материала и его высокой парусности.
«Многие не выдерживают технологию при монтаже, потому что профлист допускает более легкие конструкции обрешетки, — поясняет она. – То есть, вы можете взять более тонкий брус и довольно большой по площади лист. Некоторые снижают количество саморезов на квадратный метр. Это ускоряет монтаж, снижает стоимость материалов, но в итоге приводит к снижению прочности конструкции и риску срыва кровли».
С экспертом соглашаются многие, в том числе аграрии, которые возводят сельхозобъекты. Часть из них уже отказалась от применения легкого материала, особенно на животноводческих фермах. Профлист, как и металлочерепица, нагревается и шумит, а также собирает конденсат без дополнительной защитной подложки.
К шиферу всех этих вопросов нет. Этот материал весьма долговечен, не горюч и по цене выигрывает у большинства конкурентов. Более того, сегодня в Казахстане шифер – товар со 100-процентным отечественным содержанием. В его составе большую часть занимает цемент, еще часть — хризотиловое волокно, придающее ему прочность и часть других полезных характеристик, включая устойчивость к грибкам и плесени.
Специалисты в области строительства подчеркивают, что шифер требует соблюдения технологии при монтаже. Шифер нельзя плотно крепить, нужно оставлять люфт, чтобы крыша могла «двигаться». Например, не знакомый с материалом человек может начать крепить лист по внутренней части волны, которая играет роль водослива.
Требования по соблюдению технологии касаются и выбора бруса для обрешетки. Для профлиста порой берут брус более тонкий или вообще доску. Для шифера это стандарт – 50 на 50 миллиметров. Такой выдержит и снег, и ветер, а в жару конструкция не будет превращаться в дополнительный источник тепла.
Впрочем, сегодня у казахстанцев есть возможность постелить кровлю из шифера, но с римским профилем. Такой материал ложится в специфическую форму, создавая ряд волнообразных гребней и желобов. Вид у кровли получается изысканный и элегантный, к тому же обладающий хорошей водоотводящей способностью.
Некоторые характеристики волнового шифера образца советского периода и выпущенного на современных заводах отличаются. Нынешний материал легче, а также устойчивее к ударам. Для эстетики инженеры разработали новые виды шифера. Это листы с так называемым римским профилем, а также плоский шифер. Заводы решили и вопрос «серости» материала. Теперь листы окрашивают в разные цвета сразу на производстве. Шифер стал ярче за счет внедрения технологии окрашивания, которая гарантирует многолетнее сохранение декоративных качеств материала.
tengrinews.kz