Министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев заявил, что по итогам общественных слушаний было принято решение отказать в удовлетворении петиции, передает «Хризотил КМ» со ссылкой на tengrinews.kz.
В министерстве отмечают, что в ходе рассмотрения петиции ее автором и инициативной группой были озвучены доводы о том, что введение утилизационного сбора привело к уничтожению конкуренции и, как следствие, к резкому росту цен на автомобили, сельхозтехнику и спецтехнику, а также к устареванию парка автомобилей. Также в петиции заявлялось, что АО «Жасыл Даму» нарушает условия Экологического кодекса, не выполняя свои обязательства по утилизации.
Уполномоченные государственные органы и организации с этим не согласились. По данным Минпромышленности, благодаря внедренному принципу РОП доля переработки и утилизации твердых бытовых отходов в стране увеличилась.
«Сбор за первичную регистрацию является эффективным и правильным механизмом для обновления парка и регулирования ввоза старых и неэкологичных автомобилей. Для машин возрастом до двух лет сбор составляет 0,25 МРП (923 тенге). Он направлен на омоложение автопарка страны путем стимулирования спроса среди населения на приобретение новых автомобилей.
Утилизационный сбор направлен на решение экологических вопросов, при этом служит защитной мерой внутреннего рынка от транспортных средств, бывших в употреблении и не соответствующих экологическим требованиям, и косвенно способствует развитию отечественного производства», — говорится в заявлении министерства.
В ведомстве также приводят данные Бюро национальной статистики по состоянию на начало 2015 года (за год до введения утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию). Тогда парк легковых автомобилей составлял 4 миллиона единиц, из которых 72,5 процента — в возрасте более 10 лет и 8,2 процента — до 3 лет. На начало 2022 года (до снижения утильсбора на 50 процентов) в парке легковых автомобилей доли перераспределились в положительную сторону. Доля автомобилей до трех лет увеличилась с 8,2 процента до 13,6 процента, а доля автомобилей старше 10 лет снизилась с 73 до 63 процентов, отмечают в Минпроме.