Маргарита ЦАЙ
Люди старой закалки нередко отличаются резкостью и строгостью, но вместе с тем исполнительностью и ответственностью. Они с одинаковым энтузиазмом могут поругать молодежь и предложить ей свою помощь. Ярким примером такого человека является почетный гражданин нашего района Николай Климов, который уже 57 лет воспитывает легкоатлетов. В народе его называют Никодимыч. Разговор с ним получился откровенным и в какой-то степени поучительным.
— Николай Владимирович, вы помните то время, когда только начинали свой путь в качестве тренера?
— Когда я вернулся из армии, сразу вышел на работу, хотя у меня не было ни документов, ни специального образования. Уже во время работы я поступил заочно в Омскую школу тренеров. Тогда людей ценили за то, что они умели делать, а не за наличие диплома. Сегодня ситуация другая: человек может быть отличным специалистом с большим опытом, но если у него нет нужного диплома, то он не нужен и его могут заменить.
— Насколько мне известно, и отношение к педагогам тоже было другим, это верно?
— Раньше в работу учителя никто не вмешивался. Летом мои ученики бегали на улице, зимой ходили на лыжах. Сейчас попробуйте вывести детей на свежий воздух – родители тут же поднимут шум, а директор начнет ругать, мол, детям холодно или у них руки слишком нежные.
У нас были четкие нормативы: если ребенок достигал определенных результатов, ему ставили пятерку, если немного меньше – четверку. А если он не дотягивал до тройки, то получал двойку и оставался на осень. Конечно, мы учитывали старания. Если я видел, что ученик упорно трудится, но не дотягивает до четверки, я мог поставить ему эту оценку – я ведь тоже человек. Но если ребенок ленится, то тройку он получит, вне зависимости от того, отличник он или хорошист.
Раньше, когда ко мне приходил ученик 6-7 класса, я мог за два-три года подготовить его до уровня республиканских побед. Сейчас же приходится начинать работу с первого класса.
Дети не жаловались родителям на наказания учителей, потому что знали: дома могли получить дополнительное наказание. Дети были более ответственными. Они могли даже попросить ключи от школы, чтобы организовать там танцы, и мы им доверяли. Сейчас ситуация изменилась — никто уже не даст ученикам ключи от школы. Конечно, и тогда были свои дебоширы, но ребята поддерживали друг друга, и, если кто-то начинал вести себя неподобающе, его просто выгоняли. Дружба была сильнее, люди чаще общались, проводили время вместе, а не запирались в своих квартирах, погруженные в телефоны.
— От родителей ведь тоже многое зависит.
— Да, родители должны активно участвовать в жизни своих детей. К сожалению, некоторые совсем не уделяют им внимания. Их интересует только собственный комфорт: намазать губы, погулять, поесть и лечь спать, а что происходит в жизни их ребенка, они даже не знают. Для них легче купить две бутылки водки, чем вложиться в спортивное оборудование, например, в те же лыжи, которые кажутся им слишком дорогими. Но есть и другие родители, которые по-настоящему заботятся о своих детях и активно участвуют в их воспитании. Они регулярно приходят, поддерживают своих детей и помогают им расти и развиваться.
- Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию с физическим воспитанием?
— Первое, что нужно сделать — это вернуть полноценные оценки на уроках физкультуры. Это поможет детям серьёзно относиться к занятиям. Во-вторых, нужно дать учителям физкультуры возможность действительно учить детей, а не просто следовать инструкциям. Сегодня слишком много вмешательства и контроля со стороны, а это мешает нормальной работе.
Родителям я бы посоветовал уделять больше времени своим детям. Важно не только кормить и одевать их, но и следить за их развитием, быть рядом, поддерживать. Наконец, спорт нужно финансировать не на бумаге, а на деле!.. Без должного финансирования невозможно создать условия для полноценного развития детей. Спорт воспитывает характер, дисциплину, и этим нужно заниматься на государственном уровне.