• Главная
  • ЖМП
  • Проблемная зона
  • Страницы истории
  • Интервью
  • Наши люди
  • Инновации
  • Производство
  • Контакты

Конфликты надо решать мирным путем

2024-08-26, 03:42
Мадина ГАЛИМХАНОВА
 
Разбираемся в вопросе — как и чем медиация поможет школам.
Главная цель медиации – превратить учебные заведения в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей. 
 
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. А главное  –  дети, входя во взрослый мир, уже будут знать, какие есть пути для решения конфликта.
В текущем году по заказу управления образования будут созданы центры медиации в пяти школах области. Это Кушмурунская ОШ №2 (Аулиекольский район), Перелескинская ОШ (Денисовский район), ОШ №4 (Житикаринский район), Ильичевская ОШ (Карасуский район), Мичуринская ОШ (Костанайский район). О том, насколько эта тема важна сегодня, наше интервью с тренером, профессиональным медиатором из Астаны Гульнарой Азгушкаровой.
— Почему общество сегодня нуждается в медиации?
— Принятие Закона о медиации и появление института медиации было продиктовано временем. Ведь наш мир не идеален, как и мы с вами, как бы нам этого ни хотелось. В течение жизни человек сталкивается не только с радостью бытия, но и с возникающими на его пути проблемами, которые порой приводят к конфликтным ситуациям и судебным тяжбам. 
Если кратко о появлении и необходимости медиации в целом, то она появилась с целью разгрузки судов.
С одной стороны, общество научилось отстаивать и защищать свои права, с другой – манипулировать ими, заваливая суды и правоохранительные органы исками и жалобами, которые можно решать самостоятельно на месте. Но во время конфликтов, чаще всего, люди не слышат друг друга, отстаивая свою позицию. Именно в такие моменты и приходит на помощь медиация, являющаяся более мягкой формой разрешения споров при помощи третьей нейтральной стороны – медиатора. Он, снижая уровень конфликтности, помогает участникам спора сесть за стол переговоров для достижения варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего всех участников процесса. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет всех конфликтующих и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным. 
Медиация ориентирована на конструктивный поиск решений, абстрагируясь от того, кто прав, а кто виноват, здесь нет проигравших, так как достигнутые договоренности всегда учитывают интересы всех спорящих. 
— В каких сферах применима медиация сегодня?
— Этот метод решения вопросов подходит практически для всех сфер деятельности человека: гражданско-правовые отношения, хозяйственные и коммерческие споры, брачно-семейные отношения (семейная медиация), примирения сторон по уголовным делам, закрепление договорных обязательств, споры в банковской и страховой сферах, трудовые споры, дорожно-транспортные происшествия, наследственные споры, авторское право и интеллектуальная собственность, межконфессиональные конфликты, административные нарушения и многое другое.
— Назовите круг тех, кто попадает под школьную медиацию? В чем ее отличие от других видов процедуры?
 - Вопрос воспитания подрастающего поколения актуален во все времена, дети – наше будущее, и от того, какими они вырастут, зависит судьба нации, общества в целом и будущее государства. Школа – срез общества, для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками,  учителями и школьниками, преподавателями и родителями, учителями и руководством школ. И конфликты эти бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими последствиями для всех сторон, так что без участия медиаторов невозможно обойтись. Это и стало отправной точкой для развития школьной медиации, которая ориентирована на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса. В идеале каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода, позитивным мышлением и конструктивным поведением в конфликте, чему и должен учить школьников, показывая собственный пример.
На сегодняшний день школьная медиация работает с участием волонтеров-медиаторов из числа самих школьников, психологов, социальных педагогов, учителей, а также родителей, разрешая возникающие конфликты собственными силами, чем и отличается от медиации в чистом виде, где медиатор — независимое и беспристрастное лицо. 
Школьная медиация подразумевает, в первую очередь, то, что примирением ребят занимаются сами ученики, изъявившие желание стать медиаторами, прошедшие обучение и отбор, понимающие важность и ответственность принятого ими решения, а главное, из числа тех, кто пользуется заслуженным авторитетом, к чьему мнению прислушиваются, уважают и доверяют. В каждом учебном заведении всегда найдутся такие ребята, которые могут вести за собой, главное, задать правильное направление, а это уже задача вышестоящего звена, именно педагогов, психолога. Вы спросите, почему ученики? Отвечу, потому что подросткам легче открыться, рассказать сверстнику, нежели педагогу. Ведь у школьника всегда есть опасение, что педагог впоследствии может как-то повлиять на процесс его учебы, ведь он зависим от него в каком-то смысле, а медиатор-школьник – это абсолютно равный с любым другим школьником, и это более жизнеспособный вариант школьной медиации.
Поначалу процедуры проводятся под присмотром либо психолога, либо преподавателя-медиатора. Когда же работа центров уже налажена, многие вопросы ребята решают сами без привлечения педагогов (из практики действующих центров), но с обязательным извещением последних о проведенных медиациях.
В случаях, когда дети не могут справиться сами, либо в сложных ситуациях медиации проводят медиаторы-педагоги либо психологи. 
— Можно ли, например, буллинг разрешить с помощью школьной медиации?
— Особое внимание необходимо уделить школьной медиации как действенному инструменту в борьбе со школьным насилием и дискриминацией. Травля, буллинг, ссоры, драки, мелкие кражи и не только – все эти вопросы можно решать с помощью медиации. Ведь это наиболее мягкая, но в то же время действенная и жизнеспособная форма разрешения различных конфликтов, помогающая сохранить возможность дальнейших отношений, что немаловажно. 
— Скажите, насколько необходим проект по созданию школ медиации? И какие впечатления у вас после встречи с теми, кто находится в проекте?
— Это лучший механизм для восстановительных процессов в образовательных учреждениях, реагирования на школьные конфликты и их конструктивного решения. Обучая детей умению разрешать споры с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого, способствуем проявлению у детей чувства собственного достоинства, а также воспитываем ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом. Очень важно научить детей умению правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к страданиям другого, чувствовать чужую боль. Это те высшие ценности, без которых человек не может быть и оставаться человеком. Воспитание культуры поведения в конфликте – путь к созданию безопасной образовательной среды и залог предупреждения конфликтов (споров) в целом. 
На сегодняшний день действующие центры примирения в школах довольно успешно решают собственными силами большинство конфликтов и споров, так сказать, не вынося сор из избы, а это, в свою очередь, создает благоприятный микроклимат для всех участников учебного процесса, что не может не радовать. Одним из примеров положительной работы школьной медиации может служить служба примирения столичной школы-гимназии №26, действующая с 2017 года, где за это время было проведено немало работы в этом направлении, накоплен опыт. Например, в этом году за время летнего лагеря медиативной школы из 19 детей, проходивших обучение, 13 изъявили желание стать медиаторами-волонтерами в новом учебном году. 
— На одной из встреч учителя выразили мнение, что слишком много для них дополнительной нагрузки. Может быть, в штат школы вносить медиатора? Насколько он необходим и будет ли эффективен? 
— Мне понятны их страхи и опасения, на начальном этапе нового всегда есть настороженность, но как только будет налажена работа центров, все встанет на свои места. В целом педагогическому составу школ, на мой взгляд, не должно составить сложности работать в этом направлении, так как профилактика конфликтов педагогами вместе с психологами и социальными работниками уже в них ведется, о чем делились участники проекта на нашей первой встрече. Сейчас же педагогам-волонтерам необходимо обучиться основам медиации и умению разрешать споры с помощью этого метода, чтобы выступать посредниками при урегулировании школьного конфликта, а также научить детей, родителей, учителей и администрацию школы навыкам позитивного мышления и конструктивного поведения в конфликте. Школьный медиатор наряду с урегулированием конфликтов должен распространять принципы медиации. Ведь главное – предупреждение конфликтов. Положительный опыт действующих школьных центров примирения позволяет надеяться на снижение уровня конфликтности в школах, участвующих в данном проекте, и созданию благоприятного микроклимата всего учебного процесса в целом. 
Независимый профессиональный медиатор для разрешения конфликтов, возникающих в школьном процессе, на мой взгляд, необходим лишь для разрешения сложных споров, когда своими силами школа не может справиться.
Материал подготовлен в рамках проекта «Организация деятельности медиативных школ (МШ)», реализуемого  ОФ «Жанашыр бол» по госсоцзаказу ГУ «Управление образования акимата Костанайской области».
Среди участников проекта объявлен конкурс «Лучший волонтер-медиатор». Победитель поедет в Астану на международную конференцию медиаторов, которая пройдет в ноябре.

Фото автора

Интересное

Свое дело нашел не сразу,  но навсегда
Новости Свое дело нашел не сразу, но навсегда В нашей рубрике Доска почета мы продолжаем рассказывать о тех, чьи имена ее сегодня украшают. Эти люди…
От дронов  до цифровых двойников
Новости От дронов  до цифровых двойников strongАО Костанайские минералы представило свой опыт на XIII Казахстанской международной конференции…
Тихий город — не значит беспечный
Новости Тихий город — не значит беспечный Обеспечение правопорядка в современном мире невозможно без цифровых решений и взаимодействия с гражданами.…
Қаланың тыныштығы - алаңсыздық дегені емес
Новости Қаланың тыныштығы - алаңсыздық дегені емес Заманауи әлемде құқықтық тәртіппен қамтамасыз ету азаматтардың қарым-қатынасынсыз цифрлық шешім шығару…
«Нахимичили» эмоции и позитив
Новости «Нахимичили» эмоции и позитив emstrongВ ТОО Комаровское горное предприятие прошел День химика./strong/embr Конкурс профмастерства…

Смотрите так же

Свое дело нашел не сразу,  но навсегда
Свое дело нашел не сразу, но навсегда 2025-06-05, 03:32
От дронов  до цифровых двойников
От дронов  до цифровых двойников 2025-06-05, 03:28
Тихий город — не значит беспечный
Тихий город — не значит беспечный 2025-06-05, 02:47
Қаланың тыныштығы - алаңсыздық дегені емес
Қаланың тыныштығы - алаңсыздық дегені емес 2025-06-05, 02:45
«Нахимичили» эмоции и позитив
«Нахимичили» эмоции и позитив 2025-06-05, 02:33
Житикаринцы завоевали кубок в областных футбольных баталиях
Житикаринцы завоевали кубок в областных футбольных баталиях 2025-06-05, 01:20

Более 10 лет наша газета радует читателей самыми свежими и интересными новостями.

Информация

  • Проблемная зона

Контакты

  • +7 7143 52-25-99
  • editor@km.kz

АО «Костанайские минералы», 2012 – . Все права защищены. Использование материалов допускается только с письменного разрешения АО «Костанайские минералы»