Мадина ГАЛИМХАНОВА
Разбираемся в вопросе — как и чем медиация поможет школам.
Главная цель медиации – превратить учебные заведения в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей.
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. А главное – дети, входя во взрослый мир, уже будут знать, какие есть пути для решения конфликта.
В текущем году по заказу управления образования будут созданы центры медиации в пяти школах области. Это Кушмурунская ОШ №2 (Аулиекольский район), Перелескинская ОШ (Денисовский район), ОШ №4 (Житикаринский район), Ильичевская ОШ (Карасуский район), Мичуринская ОШ (Костанайский район). О том, насколько эта тема важна сегодня, наше интервью с тренером, профессиональным медиатором из Астаны Гульнарой Азгушкаровой.
— Почему общество сегодня нуждается в медиации?
— Принятие Закона о медиации и появление института медиации было продиктовано временем. Ведь наш мир не идеален, как и мы с вами, как бы нам этого ни хотелось. В течение жизни человек сталкивается не только с радостью бытия, но и с возникающими на его пути проблемами, которые порой приводят к конфликтным ситуациям и судебным тяжбам.
Если кратко о появлении и необходимости медиации в целом, то она появилась с целью разгрузки судов.
С одной стороны, общество научилось отстаивать и защищать свои права, с другой – манипулировать ими, заваливая суды и правоохранительные органы исками и жалобами, которые можно решать самостоятельно на месте. Но во время конфликтов, чаще всего, люди не слышат друг друга, отстаивая свою позицию. Именно в такие моменты и приходит на помощь медиация, являющаяся более мягкой формой разрешения споров при помощи третьей нейтральной стороны – медиатора. Он, снижая уровень конфликтности, помогает участникам спора сесть за стол переговоров для достижения варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего всех участников процесса. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет всех конфликтующих и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным.
Медиация ориентирована на конструктивный поиск решений, абстрагируясь от того, кто прав, а кто виноват, здесь нет проигравших, так как достигнутые договоренности всегда учитывают интересы всех спорящих.
— В каких сферах применима медиация сегодня?
— Этот метод решения вопросов подходит практически для всех сфер деятельности человека: гражданско-правовые отношения, хозяйственные и коммерческие споры, брачно-семейные отношения (семейная медиация), примирения сторон по уголовным делам, закрепление договорных обязательств, споры в банковской и страховой сферах, трудовые споры, дорожно-транспортные происшествия, наследственные споры, авторское право и интеллектуальная собственность, межконфессиональные конфликты, административные нарушения и многое другое.
— Назовите круг тех, кто попадает под школьную медиацию? В чем ее отличие от других видов процедуры?
- Вопрос воспитания подрастающего поколения актуален во все времена, дети – наше будущее, и от того, какими они вырастут, зависит судьба нации, общества в целом и будущее государства. Школа – срез общества, для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, учителями и школьниками, преподавателями и родителями, учителями и руководством школ. И конфликты эти бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими последствиями для всех сторон, так что без участия медиаторов невозможно обойтись. Это и стало отправной точкой для развития школьной медиации, которая ориентирована на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса. В идеале каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода, позитивным мышлением и конструктивным поведением в конфликте, чему и должен учить школьников, показывая собственный пример.
На сегодняшний день школьная медиация работает с участием волонтеров-медиаторов из числа самих школьников, психологов, социальных педагогов, учителей, а также родителей, разрешая возникающие конфликты собственными силами, чем и отличается от медиации в чистом виде, где медиатор — независимое и беспристрастное лицо.
Школьная медиация подразумевает, в первую очередь, то, что примирением ребят занимаются сами ученики, изъявившие желание стать медиаторами, прошедшие обучение и отбор, понимающие важность и ответственность принятого ими решения, а главное, из числа тех, кто пользуется заслуженным авторитетом, к чьему мнению прислушиваются, уважают и доверяют. В каждом учебном заведении всегда найдутся такие ребята, которые могут вести за собой, главное, задать правильное направление, а это уже задача вышестоящего звена, именно педагогов, психолога. Вы спросите, почему ученики? Отвечу, потому что подросткам легче открыться, рассказать сверстнику, нежели педагогу. Ведь у школьника всегда есть опасение, что педагог впоследствии может как-то повлиять на процесс его учебы, ведь он зависим от него в каком-то смысле, а медиатор-школьник – это абсолютно равный с любым другим школьником, и это более жизнеспособный вариант школьной медиации.
Поначалу процедуры проводятся под присмотром либо психолога, либо преподавателя-медиатора. Когда же работа центров уже налажена, многие вопросы ребята решают сами без привлечения педагогов (из практики действующих центров), но с обязательным извещением последних о проведенных медиациях.
В случаях, когда дети не могут справиться сами, либо в сложных ситуациях медиации проводят медиаторы-педагоги либо психологи.
— Можно ли, например, буллинг разрешить с помощью школьной медиации?
— Особое внимание необходимо уделить школьной медиации как действенному инструменту в борьбе со школьным насилием и дискриминацией. Травля, буллинг, ссоры, драки, мелкие кражи и не только – все эти вопросы можно решать с помощью медиации. Ведь это наиболее мягкая, но в то же время действенная и жизнеспособная форма разрешения различных конфликтов, помогающая сохранить возможность дальнейших отношений, что немаловажно.
— Скажите, насколько необходим проект по созданию школ медиации? И какие впечатления у вас после встречи с теми, кто находится в проекте?
— Это лучший механизм для восстановительных процессов в образовательных учреждениях, реагирования на школьные конфликты и их конструктивного решения. Обучая детей умению разрешать споры с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого, способствуем проявлению у детей чувства собственного достоинства, а также воспитываем ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом. Очень важно научить детей умению правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к страданиям другого, чувствовать чужую боль. Это те высшие ценности, без которых человек не может быть и оставаться человеком. Воспитание культуры поведения в конфликте – путь к созданию безопасной образовательной среды и залог предупреждения конфликтов (споров) в целом.
На сегодняшний день действующие центры примирения в школах довольно успешно решают собственными силами большинство конфликтов и споров, так сказать, не вынося сор из избы, а это, в свою очередь, создает благоприятный микроклимат для всех участников учебного процесса, что не может не радовать. Одним из примеров положительной работы школьной медиации может служить служба примирения столичной школы-гимназии №26, действующая с 2017 года, где за это время было проведено немало работы в этом направлении, накоплен опыт. Например, в этом году за время летнего лагеря медиативной школы из 19 детей, проходивших обучение, 13 изъявили желание стать медиаторами-волонтерами в новом учебном году.
— На одной из встреч учителя выразили мнение, что слишком много для них дополнительной нагрузки. Может быть, в штат школы вносить медиатора? Насколько он необходим и будет ли эффективен?
— Мне понятны их страхи и опасения, на начальном этапе нового всегда есть настороженность, но как только будет налажена работа центров, все встанет на свои места. В целом педагогическому составу школ, на мой взгляд, не должно составить сложности работать в этом направлении, так как профилактика конфликтов педагогами вместе с психологами и социальными работниками уже в них ведется, о чем делились участники проекта на нашей первой встрече. Сейчас же педагогам-волонтерам необходимо обучиться основам медиации и умению разрешать споры с помощью этого метода, чтобы выступать посредниками при урегулировании школьного конфликта, а также научить детей, родителей, учителей и администрацию школы навыкам позитивного мышления и конструктивного поведения в конфликте. Школьный медиатор наряду с урегулированием конфликтов должен распространять принципы медиации. Ведь главное – предупреждение конфликтов. Положительный опыт действующих школьных центров примирения позволяет надеяться на снижение уровня конфликтности в школах, участвующих в данном проекте, и созданию благоприятного микроклимата всего учебного процесса в целом.
Независимый профессиональный медиатор для разрешения конфликтов, возникающих в школьном процессе, на мой взгляд, необходим лишь для разрешения сложных споров, когда своими силами школа не может справиться.
Материал подготовлен в рамках проекта «Организация деятельности медиативных школ (МШ)», реализуемого ОФ «Жанашыр бол» по госсоцзаказу ГУ «Управление образования акимата Костанайской области».
Среди участников проекта объявлен конкурс «Лучший волонтер-медиатор». Победитель поедет в Астану на международную конференцию медиаторов, которая пройдет в ноябре.
Фото автора