Тема мошенничества из года в год приобретает все большую актуальность.
Экономически сложный период, доверчивость отдельных граждан, жажда легких денег, развитие IT технологий, все это в совокупности способствовало аномальному росту, данного вида преступлений.
Достаточно взглянуть на сухие цифры, что бы понять масштаб.
По итогам 2021 года на территории Житикаринского района количество мошенничеств возросло на 237,5%, с 24 до 81; из них количество тяжких и особо тяжких мошенничеств на 700% (с 2 до 16). Из расчета на 10 000 населения мошенничества возросли на 242,2% с 5,07 до 17,37 в данном аспекте, наш регион занимает «лидирующие» позиции в области, суммы ущерба исчисляются миллионами.
В структуре мошенничеств, особое место заняло интернет мошенничество.
Из 81 зарегистрированных мошенничеств 74% или 60 фактов, совершены путем обмана пользователя информационной системы, т.е. пользователя интернетом.
Также правовая статистика говорит о том, что жертвами мошенников в большей степени становятся люди в возрастной категории от 30 до 60 лет.
Статистика объяснима тем, что возрастная группа людей (от 30 до 60 лет), активно пользуется интернетом, в то же время не обладает достаточными знаниями в современных возможностях интернета и IT технологий, в сравнении с более молодым поколением.
Поэтому тема статьи выбрана не случайно.
Существует большое количество способов интернет и «телефонного» мошенничества. Рассмотрим наиболее распространенные:
1. Размещаются объявление о продажи товаров и услуг на популярных интернет сайтах: kolesa.kz, krisha.kz, OLX.kz и т.д.
После перевода денежных средств, покупатель, добросовестно исполнивший свою часть договора, попросту блокируется.
2. Проявили активность псевдо «работники банка».
Вам поступает звонок, представляются службой безопасности того или иного банка, сообщают что злоумышленники пытаются снять ваши денежные средства, или оформить кредит на ваше имя. Во избежание чего Вам предлагают:
-продиктовать свой ИИН, реквизиты банковских карт, CVV/CVC коды, все возможные пороли, коды SMS-сообщений поступающих на ваш телефон и т.д.;
-перечислить деньги на «безопасный» или «зеркальный» счет, «страховому агенту» или в «страховую ячейку» и т.д.
-ввести в мобильном приложении интернет банкинга сведения о доверительном лице;
-повторно оформит кредит для того, что бы злоумышленнику, не одобрили проводимую им операцию;
-скачать на ваш телефон мобильные приложения «Any Desk» или «Quick Support». В действительности данные приложения, предназначены для удаленного доступа к любому гаджету из любой точки мира (приложения не предназначены для мошенничества, используются в крупных компаниях для быстрого обмена информацией).
3. Вам поступает звонок, представляются «сотрудником органов внутренних дел» сообщают, что ваш родственник задержан с наркотиками или совершил другое правонарушение. Для решения вопроса в положительную для вас сторону, предлагают перевести им денежные средства, то есть дать взятку, что само по себе является преступлением!
Схема не нова, и все же отдельные доверчивые граждане попадаются на такие примитивные методы мошенничества. Потерпевшими по таким делам, как правило, являются люди преклонного возраста.
4. Вам приходит сообщение по почте или в мессенджерах с информацией о благотворительных акциях, предлагают уникальные финансовые услуги (помощь в оформлении выгодного кредита и т.д.), розыгрыши призов и многое другое.
Констатируем что с начала 2022 года арсенал мошенников пополнился новыми схемами.
1. Вам приходит отклик на выставленное вами объявление (о продаже товаров и услуг). Злоумышленник договаривается с вами о покупке товара, предлагает, оформит покупку и доставку в АО «КазПочта», для чего присылает вам ссылку. Вы проходите по ссылке, в которой необходимо ввести сведения: номер карты, CVV/ CVC-код, после того как вы ввели необходимый номер и код, все денежные средства выводятся с вашего баланса. АО «КазПочта» не занимается курьерской службой, тем более им не нужны ваши персональные данные.
2. Также наблюдается тенденция «взлома» личных страниц пользователей социальных сетей (VK, Instagram и т.д.). От имени вашего знакомого (друга, родственника и т.д., чью страницу удалось «взломать») вам приходить сообщение с просьбой о финансовой помощи, к примеру, дать взаймы. Вы, намереваясь помочь обратившемуся к вам лицу, отдаете свои деньги мошенникам. Помните, что могут быть и другие предлоги, например, отдать долг и т.д.
Указанный выше перечень способов и методов совершения мошенничеств не является исчерпывающим, все зависит от фантазии злоумышленников.
Как не стать жертвой мошенников?
Прокуратура Житикаринского района настоятельно рекомендует:
Приобретайте товары и услуги у надежных и поверенных поставщиков, проводите оплату только после фактического их получения.
Если Вам поступил подозрительный звонок, помните, что вежливо ведущий с вами беседу «сотрудник банка или полиции», пытается вас обмануть и похитить ваши финансовые сбережения!
Ни в коем случае не доверяйте им, не говоря уже о переводе на их счет денежных средств.
Никому не сообщайте номер своего ИИН, реквизиты банковских карт (CVV/ CVC-код), кодов и установленных вами паролей (от вашего личного кабинета в мобильном приложении или интернет-банкинге), SMS-код для подтверждения совершаемой операции (платежа, перевода и т.д.).
Не скачивайте по просьбе сомнительных лиц приложения на ваш сотовый телефон, доподлинно не узнав об их функциях и возможных рисках.
Перед переводом денежных средств родным и близким позвоните им и убедитесь, что им действительно необходима помощь.
Относитесь с осторожностью к предложениям, обещающим или гарантирующим большую прибыль при минимальном риске, и требующим вложения определенной суммы денежных средств или иных активов.
При поступлении подозрительных звонков (SMS-сообщений) с аналогичным или похожим содержанием, бросьте трубку и сообщите об этом на короткий номер «102», убедитесь в том, что ваше сообщение было зарегистрировано в полиции.
ПРОКУРАТУРА ЖИТИКАРИНСКОГО РАЙОНА