21 мая исполнится 100 лет старейшему предприятию района. Свой вековой юбилей встречает ТОО «МехЛитКом». Вся история нашего города неразрывно связана с заводом, чьи трудовые будни славятся людьми и производственными достижениями.
Люди, которые работают сейчас в ТОО «МехЛитКом», по крупинкам собирают факты и пишут летопись своего родного предприятия, выросшего из маленькой ремонтной мастерской треста «Джетыгарзолото» в ремонтно-механический завод. Один из таких работников Василий Андреевич Иванов, заведующий учебным пунктом, предоставивший материалы для публикации.
А началось все с золота
«Золотой век» региона начался в прошлом столетии, когда беглые уральские крепостные по берегам реки Шортанды обнаружили золото. Первые сведения о золотоносности района относятся к 1902 году. Золото лежало россыпью. Молва о находке быстро распространилась. В поисках своего счастья, в поисках лучшей жизни сюда стали приезжать люди из окрестных поселений.
На безлюдных берегах реки появляется первый поселок старателей. Несколько землянок да мрачных мазанок - вот, собственно, и весь поселок, получивший название Конильди (Весёлый аул) на берегу Шортанды («Щучья река»).
Оборудование рудника было весьма примитивное. Подъем производился конным воротом, бурение велось вручную, водоотливное хозяйство отсутствовало совсем, фабрика обслуживалась одним локомобилем.
Начало эксплуатационных работ относится к 1911 г. В течение 1913-1916 годов месторождение эксплуатировалось товариществом «Джетыгаринские прииски». И в 1915 году поселок стал называться Джетыгарой.
В 1920 году трест «Уралзолото» организует Джетыгаринское управление, которое приступает к работам по разведке и разработке месторождений золота. Тогда был образован промышленный комбинат «Джетыгарзолото» (в 1951 г. реорганизованный в трест). В него входили прииски Веселый аул, Дождливый, Урус-Кискен, Айдырля, Бузбие и Ак-Карга, «Солончак» и «Сулеймановский», самым крупным был Кумакский.
Рядом с землянками появились первые бараки для рабочих, конный двор на 12 лошадей. При фабрике имелся насос для откачки воды, ремонтные мастерские с токарным станком полного привода, сверлильный станок.
21 мая 1921 года были созданы ремонтные мастерские при руднике «Джетыгарзолото», в дальнейшем ставшие ремонтно - механическим заводом (ТОО «МехЛитКом» с 2009 года). Первым заведующим слесарной мастерской был Грызлов Семён Николаевич. А среди первых работников - котельщик Вишняков Василий Алексеевич, токари: Шилов Василий Семёнович и Герасимов Андрей Сергеевич (по стопам отца пошёл и сын Владимир), кузнецы: Карманов Григорий Александрович и Куприянов Александр Николаевич, электросварщики: Кириленко Иван Иванович и Горин Дмитрий, слесари: Джой Пётр, Петраш Григорий, Юсупов Хамитжан. Кочегарами работали Юсупов Газиз Мухаметжанович и Тажденов Ибрай.
От коногона до заведующего электромастерскими прошёл путь Васильев Михаил Семёнович, возглавлявший комсомольскую ячейку Джетыгары.
Они участвовали в запуске первого парового насоса «Вартингтон» на водоотливе шахты №1, первой паровой машины «Вольф» мощнистью 44 лошадиных силы.
Производство росло
В 1924 году численность ремонтного персонала достигла 30 работников.
В 1928 году была построена первая часть здания мастерских, а в 1937 году достроено полностью (сегодня это участок оснастки).
Большую радость жителям посёлка принес смонтированный в 1929 году первый дизель отечественного производства, подавший электрический ток. Первым машинистом на нём был Досмухамбетов Мухамеджан, награждённый за свой труд высшей наградой - орденом Ленина.
В июне 1930 года закладывается шахта «Центральная».
С 1935 по 1937 годы запущена дизельэлектростанция комбината «Джетыгарзолото», где работало восемь дизелей (ныне здесь электроремонтный цех).
В 1937 году построен чугунолитейный участок мехзавода. Здесь отливали и шлифовали крышки и поршни дизельных двигателей весом до 300 килограммов. Первым начальником литейного участка был Семёнов Владимир Степанович. Стахановским трудом отличались формовщики Малявин В. и Лисняк И., жестянщик Гуменный А., литейщица Колесникова В.
Завод занимался изготовлением кавалерийских сёдел, деталей для сеялок, культиваторов, слесарных инструментов и многим другим. Интенсивный рост золотодобывающей промышленности нес с собой и технический прогресс, требовал расширения существующих ремонтных мастерских. Строились и вводились в строй новые здания цехов, росла оснащенность оборудованием, наращивались объемы производства, ширилась номенклатура оказываемых услуг.
В 1938 году появились лоботокарный, строгальный, фрезерный, новый токарно- винторезный станки. В 1939 году запущен электроремонтный цех электромеханического предприятия комбината «Джетыгарзолото».
В 1941 году на мехзавод учеником токаря пришёл Бикчентаев Мухамедшариф Камалетдинович, было ему 16 лет. Стал токарем 6 разряда, работал мастером токарных работ, литейного участка. А с сентября 1962 года по сентябрь 1985 - директором завода.
Из его воспоминаний:
«Я - джетыгаринец, здесь с 1912 года жили и трудились мои родители, родственники. Здесь я рос, учился и работал до пенсии. Мне дорого в этом городе всё - её кривые улицы и неказистые землянки. Я помню, как весной 1939 года в ветреный, жаркий субботний день на рынке, что был по улице Чернаткина, председатель райсовета Давлетшин Ахметша зачитал Указ Президиума Верховного Совета Каз.ССР о присвоении прииску Джетыгара статуса города. Всё тут родное и близкое. Мне дороги земляки, с которыми вместе пережили и горе, и радости, тяжелейшее лихолетье Великой Отечественной войны, горечь невосполнимых утрат и героический трудовой подвиг- всё для фронта, всё для победы».
Кстати, Шариф Камалетдинович - заслуженный работник промышленности Казахстана, Почетный гражданин города, занесён в Книгу Почёта комбината.
Новый виток
За время эксплуатации Джетыгаринского золоторудного месторождения с 1912 г. по 1960 г. включительно добыто и обработано руды- 2,5 миллиона тонн с запасом металла более 32 тонн по 30 разведанным жилам, при среднем содержании золота - 13,7 грамм на тонну. Месторождение было интенсивно отработано до глубины 420 метров подземным способом. Рудник был закрыт в 1961 году, поскольку к тому времени уже были отработаны почти все балансовые запасы.
Немаловажную роль в закрытии родника сыграло строительство асбестового комбината. Последний управляющий треста «Джетыгарзолото» Георгий Васильевич Косолапов возглавил дирекцию строящегося комбината.
И в середине 60-х ремонтно-механический завод получил новый мощный импульс в своем дальнейшем развитии. Строительство и пуск первой очереди обогатительной фабрики повлекли за собой строительство в 1961 году цеха нестандартного оборудования. Сейчас это слесарное отделение механосборочного цеха.
Только в период пуско-наладочных работ, отработки технологической линии обогатительной фабрики №1 коллектив завода изготовил и выдал в монтаж более 1000 тонн нестандартного оборудования.
В 1964 году мехзавод перешёл к комбинату «Кустанайасбест». В этом же году построено здание кузницы.
Большой вклад внес завод и в выполнение мероприятий по наращиванию мощности и оснащенности нестандартным оборудованием, металлоконструкциями второй очереди комбината.
Освоен был капитальный ремонт горно - обогатительного оборудования. Ремонтировали буровые станки 2СБШ-200, экскаваторы ЭКГ-8 и другую технику. На первом капитально отремонтированном экскаваторе работал Рябцовский Владимир Георгиевич, ставший полным кавалером ордена Трудовой Славы.
Много лет в своей трудовой биографии отдали заводу Султанов Ильдес Кожахметович, Пак Ен Сик, Абрамов Сергей Иванович (старший нормировщик), Рауш Егор Кондратьевич (токарь универсал), Джой Владимир Потапович, Слободенюк Василий, Кириленко Иван Иванович, Масольд Адам Андреевич, Шамшутдинов Фарид, Синчук Николай Васильевич, Рудакова Тамара Александровна, Гессель Иван Иванович, Проценко Владимир Фомич, Косарев Михаил Сергеевич, Маштакова Нина Павловна, Воробко Фёдор Степанович и его сын-Воробко Владимир Федорович, Малежик Михаил, Рыбак Василий Тарасович и многие другие. Благодаря стараниям Антона Петровича Кауля на заводе был свой духовой оркестр, ни одно городское торжество не проходило без этого оркестра.
С увеличением мощностей оборудования обогатительного комплекса, рудоуправления, автоцеха потребовалось увеличение запасных частей, и в 1976 году был введен в строй литейный цех, с проектной мощностью 5 тысяч тонн стального литья. Начальником строящегося нового литейного цеха с 1975 года был Воробьев Анатолий Васильевич, главным металлургом - Матковский Виктор Павлович. Одну из первых плавок провели Маден Бисембаев, Иващенко Владимир и Булат Баймагамбетов.
В 1976 году был пущен участок группы больших станков. Вначале там были установлены только токарный и карусельный станки. В 1986 году- большой продольно-фрезерный и зубофрезерный.
В 1977 году запустили участок резинотехнических изделий и пластмасс.
К 90 году прошлого столетия численность работников завода достигла 540 человек. К этому времени были освоены ремонты электрофильтров, буровых станков СБШ-250, экскаваторов ЭКГ-8И, вагонов-самосвалов ВС-105, освоено изготовление стрелочных переводов, электропневмовентилей, щеткодержателей к электрическим машинам, зубьев, днищ ковшей экскаваторов и многое другое.
В период всеобщего спада производства, связанного с развалом Советского Союза и переходом на новые условия хозяйствования, завод оказался в тяжелейшем положении. Однако, несмотря на все трудности, сумел выстоять, полностью сохранил инфраструктуру, а также основной костяк трудового коллектива, благодаря чему уже в новых условиях рыночной экономики продолжил свою деятельность, сохраняя все лучшее от прежней эпохи и привнося в свое развитие новые позитивные элементы сегодняшнего дня. Так же в 90-е годы запущен модельный участок.
Предприятие и по сей день сохраняет и совершенствует производственный потенциал и поставляет на отечественный и зарубежный рынок широкую гамму качественной продукции.
С июня 2014 года руководит предприятием Агаев Исмаил Ибрагимоглы - настоящий предприниматель, умный и умелый руководитель. Благодаря его стараниям коллектив предприятия остаётся на «плаву», выживает, наращивает мощности, осваивает новые технологии, новые виды продукции.