Нередко мы слышим об угрозе, которую представляют сегодня деструктивные религиозные течения для общественной безопасности, института брака и семьи, физического и психического здоровья человека. Именно эту тему мы выбрали для разговора с бас имамом мечети им.Ержана Татишева Айбеком Аманкосовичем Кабиевым.
-Сегодня всё чаще и чаще можно встретить в мечети молодых людей. Как Вы думаете, не расценивают ли религию некоторые девушки и парни как моду?
-Религия сегодня среди молодежи, действительно, стала очень актуальна. У молодых людей проявляется большой интерес к ней. И они тянутся к религии. И думаю, что всё-таки к теме религии молодежь подходит с ответственностью и пониманием. У многих возникают вопросы и наступает, возможно, духовная пустота, а религия помогает им решить эти вопросы и восполнить пустоту. Религия – грань тонкая, и её нельзя расценивать как моду.
-Если говорить о религии, то стоит сказать, что в настоящее время появилось много различных деструктивных течений…
-Да, и это не обошло и ислам. Эта религия на территорию Казахстана пришла в XI веке.
Разжигания религиозных распрей до 80-ых годов в нашей стране не происходило. Различные миссионеры к нам стали попадать в 80-90-ых годах из соседних республик. Тогда потихоньку и начали возникать в Казахстане подобные течения.
Поначалу они не выдвигали никаких требований и тянули народ к себе различными лозунгами «Давайте верить в Аллаха!», «Давайте верить в ислам!». Одним из таких движений является «Хизб-ут-Тахрир», которое было запрещено судом Казахстана в 2005 году за экстремизм.
-На Ваш взгляд, почему люди верили им и шли за ними?
- В такие течения люди попадали и, к сожалению, продолжают попадать от незнания. Когда пришло время свободного вероисповедания, после долгих лет жизни в Советском Союзе, наступил религиозный голод. И люди хотели его утолить. Поэтому они слушали то, что им говорят и не могли дать объективную оценку - истинная ли вера или неправильное учение. А, как говорят, чем сосуд наполнишь, то из него и польется…
В 90-ых годах еще не было обученных людей с религиозным образованием, которые могли бы верно растолковать каноны религии.
В это же время некоторые наши сограждане уезжали за рубеж под видом туристов для того, чтобы получить религиозные знания. И они не поступали в университеты, а такие знания получали в лачугах, пещерах и хижинах. А после, когда появился интернет, уже с его помощью они затягивали казахстанцев, проводя онлайн-лекции.
Вербовщики свободно приезжали в Казахстан и настраивали людей против государства, против Муфтията (возглавляемая муфтием самоуправляющаяся религиозная организация), с целью пополнения своих рядов. И эти люди считали, что они на верном пути и это есть правильное толкование ислама.
Таким образом и были посеяны зерна деструктивных религиозных течений в нашем государстве.
«Проповедники» затрагивали проблемы общества и это подкупало многих.
До 2000-ых годов государство на эти факты не обращало особого внимания. Но после первых терактов, которые произошли в Таразе, Актобе, эта тема была взята под особый контроль.
-Насколько известно, они в своей пропагандистской работе выступали против мечети?
- Да. Они говорили о том, что не нужно слушать имамов и ходить в мечеть. А аргументировали это тем, что имамы отошли от учений Корана и живут только политикой государства.
-Как вы считаете, какие ещё цели, помимо расширения своих рядов, они преследовали?
-Их деятельность направлена на то, чтобы сломить общество и разбить его на маленькие части. И, повторюсь, отдалить людей от мечети и истинной религии.
При этом однозначно сказать нельзя, что приверженцы ДРТ идут против закона и проводят какие-либо противозаконные действия. Это нужно понимать.
-Принимаются ли сегодня какие-нибудь меры духовным управлением мусульман Казахстана по сокращению распространения таких движений?
-Конечно. ДУМК работает по семи направлениям, одним из которых является профилактическая работа по недопущению распространения деструктивных движений и попадания в них граждан. Управлением выпускается очень много печатного материала.
Ежегодно с имамами мечети проводятся инструктажи и дополнительные занятия по повышению квалификации.
-Какие рекомендации Вы можете дать нынешней молодежи, чтобы она могла отличить истинную религию от нетрадиционного ислама и не попала в ряды таких движений?
-Если человек осознанно решает прийти к религии, то первое, что нужно сделать, – это прийти в мечеть.
Сегодня нельзя верить всей информации, которая есть в открытых источниках. Нужные знания можно получить только в мечети, где работают специально обученные и грамотные люди. В интернет-пространстве очень много искаженной информации.
-Благодарим за беседу!