Маргарита ЦАЙ
В преддверии профессионального праздника мы встретились с сотрудниками горно-транспортного комплекса, чтобы узнать, чем живут и о чем думают люди, чья работа так важна для всего предприятия.
Экскаваторщики
В карьере нас ожидал металлический исполин, с которого спустились машинист Бауыржан Расмухамбетов и его помощник Сергей Демченко. Мужчины работают на погрузке горной массы в автосамосвалы. В их обязанности входит управление мощной машиной, постоянное внимание к деталям — от слежения за подъездом автосамосвала до обслуживания техники.
Бауыржан работает в горнодобывающей промышленности 17 лет. Начав карьеру помощником машиниста экскаватора, он со временем стал машинистом. Его путь в профессию начался с курсов, которые он прошел после школы, а позже продолжил обучение в техникуме. Параллельно с этим он получил высшее экономическое образование, но предпочел работу в горнодобывающей сфере. «Работа на экскаваторе требует не только физической силы, но и логического мышления. Здесь все взаимосвязано, и каждое действие должно быть выверено», — делится он.
Сергей работает на предприятии 3-й год, параллельно занимается спортом и тренирует любителей лыжного спорта. Он отмечает, что работа на экскаваторе требует моральной устойчивости, особенно при ночных сменах. «Самое главное — быть готовым ко всему. Нужно иметь устойчивую психику и быть внимательным», — говорит он. Особенно это касается дождливых дней, когда рабочие процессы сопровождаются незапланированными грязевыми ваннами. Тем не менее, молодой человек не падает духом и с улыбкой называет перекидывание кабеля «веселым процессом».
Машинисты электровоза
На станции "Северная" к нам с гудком и грохотом колес подплыл электровоз, где ожидали машинист Олег Бородов и его помощник Юрий Чуб. Они занимаются погрузкой и выгрузкой, контролем за техническим состоянием локомотива.
Олег Бородов, с почти 30-м стажем за плечами, вспоминает свои первые годы на предприятии, когда все казалось новым и пугающим. Сегодня, будучи опытным специалистом, он обучает молодежь правильной и безопасной работе и сравнивает управление локомотивом с вождением на жигулях. Габариты этих двух транспортных средств несопоставимы, но Олег поясняет, что двигается по ориентирам: «Здесь знак остановки локомотива, там светофоры стоят».
Юра пришел на предприятие 2 года назад, отмечает устрашающий опыт первых поездок, особенно при спуске в карьер. Но с опытом пришла уверенность и понимание всех нюансов работы. «Внимательность — ключевой аспект нашей профессии. Мы должны следить за всем: вагонами, путями, дорогой и контактной сетью», — подчеркивает он.
Долгая рабочая смена, по словам мужчин, пролетает незаметно: они постоянно находятся в движении, а в свободное время находят отдушину в своих хобби. Олег увлекается пчеловодством, а Юра — заядлый рыбак.
Ответственность и безопасность
Работа на таких крупных и мощных машинах требует от сотрудников не только высокой квалификации, но и особой ответственности. «Техника безопасности — на первом месте. Нужно помнить, что дома ждут», — говорит Бауыржан. Он подчеркивает, что каждый сотрудник должен четко следовать инструкциям и не бояться задавать вопросы, если что-то непонятно. Олег отмечает в первую очередь самоконтроль: «Главное — не паниковать и работать спокойно, без суеты».
Оба машиниста работают в АО «Костанайские минералы» больше десяти лет и за это время отмечают улучшение условий работы. Комфорт сотрудников обеспечивается усовершенствованными креслами, джойстиками и кондиционерами и другими элементами, не заметными на первый взгляд, но ощутимо влияющими на итоговый результат.
В горно-транспортном комплексе еще очень много бригад, каждая из которых заслуживает внимания, ведь, несмотря на всю технологичность комплекса, его определяют именно люди, которые там работают. Именно от них и их труда зависит успешность комплекса.