Юлия МИСЮРА
Наряду с ежеквартальными отчетными встречами аким Житикаринского района Нуржан Утегенов проводит и брифинги с представителями местных средств массовой информации. Такой брифинг прошёл на прошлой неделе в пятницу, 23 июня. Как всегда, мы задавали вопросы, волнующие наших читателей. Поднимали самые насущные темы и актуальные проблемы как города, так и села. Поэтому наш разговор мы поделили на два блока.
Город
Начать этот блок мы решили с вопроса о реконструкции городской котельной.
- Нуржан Каиржанович, расскажите, какие сдвиги имеются в решении проблемы реконструкции котельной? Насколько мы знаем, был разработан очередной проект монтажа газопоршневой установки. На его разработку выделяются большие средства, а есть ли перспектива у этого проекта? Также нам хотелось бы узнать, каковы планы по ремонту тепловых сетей города?
- Начнем с того, что в этом году мы проводим текущий ремонт кровли котельной, в том числе зданий подстанции и химводоочистки. На эти цели из районного бюджета выделено порядка 30 млн. тг.
Что касается монтажа газопоршневой установки - конкурс уже разыгран, подрядчик определился это ТОО «ARKANTOR». На реализацию это проекта ТОО выиграло 633 млн. тг, причем 80% от этой суммы - стоимость самого газопоршневого оборудования, поставщиком которого выступит ТОО «Борусан». По информации поставщика, установка есть в наличии, но технические характеристики газопоршневого оборудования по некоторым пунктам не совпадают. Этот момент будет согласован с заказчиком, автором проекта и техническим надзором. Если данное согласование пройдет в течение 15 дней, то поставщик организует доставку оборудования до ноября, и этот проект будет реализован уже в этом году. В противном случае на изготовление оборудования уйдет минимум полгода, плюс доставка займет порядка двух месяцев…
Теперь остановимся на вопросе ремонта тепловых сетей. Учитывая большое количество аварий, которые произошли в первом месяце прошлого отопительного сезона, было проведено обследование 60 км тепломагистральных сетей. Для ремонта наиболее уязвимых участков магистральных сетей (5 участков общей протяженностью 1,5 км) сейчас проводится разработка проектно-сметной документации. Предварительная стоимость реализации этих проектов составляет порядка 1,8 млрд. тг. Что касается их реализации, то, скорее всего, они будут реализованы уже в следующем году.
- Также из года в год поднимается вопрос Иловой горы, который беспокоит не только жителей старого города, но и всех житикаринцев. Пока он не находит однозначного решения. Но мы знаем, что определенная работа проводится. А когда конкретно будет решена судьба Иловой горы?
- Да, на сегодняшний день была проведена большая работа, ТОО «НПК Экоресурс» провел целый ряд проб растительности, донных осадков, подземных вод, поверхностных вод, атмосферного воздуха и почвы. Но надо понимать, что эта работа проводится в разрезе всех сезонов - осенний, зимний, весенний забор уже проведен. Сейчас будет проводиться летний забор, и уже этой осенью мы получим результат, на основании которого будем планировать свои дальнейшие действия.
- Жители довольны тем, что в нашем районе будет возобновлено железнодорожное сообщение с Астаной, а когда этот поезд уже начнет свою работу?
- Надо понимать, что это вопрос не одного дня, сейчас идет его рассмотрение. Самое главное, что дополнительное соглашение на запуск железнодорожного сообщения «Житикара-Астана» с комитетом транспорта уже заключено. Но загвоздка в том, что поезд 043 «Костанай-Алматы» укомплектован (по договору с Комитетом транспорта не более 20 вагонов), а прицепление дополнительных вагонов - это штрафные санкции для транспортной компании. Вместе с тем, вариант прицепления к 328 «Костанай-Караганда», не даст хорошего эффекта – пассажиропоток будет низким. Эту позицию я донес до руководства «Turksib Astana», заручился поддержкой депутата Мажилиса Парламента РК Альберта Рау, Поэтому вопрос перезаключения договора, который должен инициировать Комитет транспорта, будет решен в течение ближайших пару месяцев и житикаринцы смогут воспользоваться услугами нового железнодорожного сообщения уже в этом году.
- А какое решение принято по поводу реконструкции озера? Житикаринцы обеспокоены его судьбой.
- В этом году проект реконструкции озера реализован не будет, поэтому было принято решение в ближайшие дни запустить в озеро воду. Это связано с тем, что мнения по осушению озера разделились. Сейчас акимат города Житикара направил запрос в Управление природопользования Костанайской области, в частности, в Тобол-Торгайскую бассейновую инспекцию на предмет согласования реконструкции данного искусственного озера и только после получения ответа мы начнем разработку ПСД. После чего планируем снова провести общественные слушания… Пока же вопрос остается открытым.
- Недавно была нанесена новая разметка на дороги нашего города, и, как сетуют житикаринцы, она приносит некоторые неудобства, блокирует въезд в некоторые дворы города. К примеру, согласно разметке, въезд во двор 7 микрорайона со стороны 1 дома невозможен, чтобы попасть в этот двор, водителям автомобилей приходится ехать в окружную. Также житикаринцы просят инициировать проверку искусственных неровностей, установленных на дорогах города на соответствие ГОСТу РК.
- Все разметки на дорожном покрытии нашего города были нанесены по согласованию с отделом полиции в строгом соответствии с правилами дорожного движения. Мы не можем наносить разметки по желанию людей и идти в разрез ПДД. Надо понимать, что дорожные разметки предназначены, в первую очередь, для минимизации дорожно-транспортных происшествий, а значит, в пользу безопасности граждан.
Касаемо искусственных неровностей, то в этом году мы начали устанавливать резиновые неровности заводского производства. Все они соответствуют ГОСТ-у. В отношении ранее установленных «лежачих полицейских» тоже будет проведена работа - по мере их износа мы будем менять их на новые, соответствующие ГОСТ-у.
- Хотелось бы поднять и проблему вывоза мусора. Жители жалуются, что вокруг контейнеров всегда свалки, и контейнеры зачастую стоят переполненными. Кроме того, они установлены не везде. К примеру, около частных домов контейнеров нет. Есть ли решение этой проблемы?
- Да, эта проблема имеет место быть, ее озвучивали житикаринцы и на отчетной встрече. Могу сказать только одно, мы не имеем законного права воздействовать на ТОО «Соцсервис». Мы продолжаем с ними вести диалог, но пока к единому решению еще не пришли. Но хочу напомнить жителям, что если вас не устраивает, как выполняет свои обязательства ТОО «Соцсервис», то у вас есть законное право в гражданском порядке обратиться в суд.
В части установки контейнеров в малоэтажных застройках тоже есть свои нюансы. К сожалению, в соответствии с новым Экологическим кодексом провести установку контейнеров в частном секторе мы не можем. Но сейчас мы начали разработку другого проекта, в рамках которого будут установлены контейнерные площадки при многоэтажных домах. Однако при объявлении конкурса на обслуживание контейнеров мы пропишем условие о прикреплении той или иной малоэтажной застройки к этим контейнерам и обслуживания их не контейнерным, а сборным путем по времени, удобному для потребителей.
- Не менее остро стоит проблема мусора и на христианских кладбищах, кто его должен вывозить и какие пути решения здесь возможны? Есть ли в планах работа по благоустройству кладбищ?
- На сегодняшний день христианские кладбища находятся на балансе ТОО «Соцсервис», и все работы по вывозу мусора и благоустройству должно проводить именно оно.
Но хочу призвать к ответственности прежде всего население. Ведь мусор не появляется сам по себе – его оставляют люди. Поэтому прошу людей оставлять мусор в специальных для него местах.
Село
- В продолжении темы кладбищ хотелось бы заострить внимание на сельских погостах. В основном, они не оснащены изгородью, и скот, в том числе и бродячий, заходит на кладбища, ломает памятники, оградки… Кто должен следить за состоянием кладбищ и выгулом скота?
- Земли кладбищ не состоят на балансе местной исполнительной власти, поэтому средства на благоустройство кладбищ, в том числе и сельских, из бюджета не выделяются. Эти заботы ложатся на плечи самих граждан. Что касается досмотра за выгулом скота внутри села, то это прерогатива участкового и акима села.
- Президент нашей Республики Касым-Жомарт Токаев не раз заострял внимание на том, что акимы сел должны жить на селе. Это способствует более глубокому внедрению в проблемы и благотворно влияет на развитие сел. Вместе с тем в нашем районе далеко не все акимы живут в селах… Почему?
- Насколько я знаю, в селе не живут только акимы сел Тургеновка и Пригородное, потому что они находятся в непосредственной близости к городу, остальные проживают в селах. Если у кого-то из жителей есть другая информация, то на основании письменного свидетельства мы имеем право открыть служебное расследование по данному факту.
- А ведут ли работу акимы сел с местными сельхозтоваропроизводителями, новообразованными ТОО о необходимости трудоустройства местного сельского населения. Так как зачастую в села привозят работников из других регионов, а сельчане остаются не у дел. И как выполняется поручение акима Костанайской области о необходимости заключения меморандумов с сельскими ТОО? Сколько на сегодняшний день акимами сел было заключено таких меморандумов?
- Акимы сел постоянно ведут работу по трудоустройству местных жителей на образовавшиеся вакансии в ТОО и КХ. Но есть определенный контингент, который сам не хочет трудоустраиваться, либо работодатель не хочет брать его на работу. На это мы никак повлиять не можем. Поэтому некоторые сельхозтоваропроизводители таких сел как Приречное и Тохтарово прибегают к привлечению рабочей силы извне. Это, конечно, не совсем правильно, что, имея свои рабочие руки, они отдают предпочтение рабочим из других регионов. Поэтому акимы сел и я лично не раз проводили с этими сельхозтоваропроизводителями беседы на тему трудоустройства местного населения.
Если заострять внимание на меморандумах с ТОО и КХ, то эта работа в нашем районе тоже проводится. На сегодняшний день заключено порядка 40 меморандумов на общую сумму более 120 млн. тг.
- Сейчас отчетные встречи проводятся ежеквартально, какие проблемы больше всего волнуют сельчан?
- В первую очередь, сельчане жалуются на состояние дорог. Действительно, эта проблема актуальна для нашего района, ведь дороги до сих пор оставляют желать лучшего. Особенно это касается дорог республиканского значения, которые составляют 1/3 (127 км) от общей протяженности дорог. Из них почти 80 км находятся в неудовлетворительном состоянии. Дороги областного значения тоже приходят в негодность, ну и 50% районных дорог тоже находятся в плохом состоянии. Эту проблему поэтапно мы будем решать. В текущем году выделили 40 млн тг. из районного бюджета на проведение профилирования с добавлением материала дороги между Кусаканом и Хазретом. Сейчас будем изыскивать средства на проведение текущего ремонта путем рециклирования с добавлением материала на участке подъезда к селу Аккарга. В целом же на развитие дорожной сети в нашем районе в этом году было выделено более 600 млн. тг. Из них около 200 млн. выделено на дороги районного значения, остальные 400 млн. будут затрачены на ремонт внутрипоселковых дорог.
Также сельские жители поднимают вопросы газоснабжения. Но по газоснабжению у нас нет технических условий, поэтому решение этого вопроса - перспектива долгосрочная.
Не остается без внимания сельчан и проблема качества медицинского обслуживания. Особенно они жалуются на очереди в ЖРБ и на то, что сложно попасть к узким специалистам, так как прием ведется только через терапевта. Вместе с тем, если проблема очередей – это следствие дефицита кадров, то алгоритм приема к узким специалистам – это новые требования министерства здравоохранения.
- Благодарим за беседу!