Юлия МИСЮРА
Мы привыкли, что социально значимые проекты в нашем районе реализуются благодаря местной исполнительной власти или инвестициям недропользователей. Исключением из правил стал каток, который появился во дворе дома 7-58. Мало кто знает, что эту инициативу воплотили сами жители дома, объединенные не только общими идеями, но и новой формой управления многоквартирными домами, предусмотренной хорошо известной нам жилищной реформой.
Одним из основных движущих рычагов развития государства являются реформы. Вместе с тем нередко в процессе их внедрения возникают трудности. Ярким примером тому жилищная реформа, предусматривающая переход на новые формы управления многоквартирными домами – ПТ и ОСИ.
Основываясь на опыте первых председателей ОСИ, срок перехода многоквартирных жилых домов с КСК на новые формы управления был продлен до 1 июля 2023 года. До этой даты осталось менее полугода. Вместе с тем вопросы по переходу на ОСИ и его непосредственной деятельности по-прежнему остаются. С чем это связано и с какими конкретно трудностями приходится сталкиваться обществу при переходе на новую форму управления, нам рассказал председатель ОСИ 7-58 Виктор Фаузер.
- Первое, с чем нам пришлось столкнуться, - это трудности при передаче дома от КСК, – начал свой рассказ председатель ОСИ. – В чем они заключаются, я сейчас объясню. В первую очередь, это касается передачи документов на дом и предоставления отчетов о расходах и проведенных работах. Если документы на дом мы хоть и не сразу, но получили, то отчетов не увидели до сих пор. Это наводит на определенные размышления, впрочем, как и то, что ПКСК «Надежда» передало дом не в самом лучшем виде (система водоснабжения, теплоснабжения и канализации была в аварийном состоянии). А после приостановления своей деятельности КСК почему-то продолжил взыскивать с жителей долги за услуги. Насколько мне известно, действующее законодательство это не приветствует.
- Завершив работу по оформлению ОСИ, на что Вы в первую очередь направили свои усилия?
- Первое, на что мы обратили внимание - это коммуникации. Для их обновления мы закупили необходимый материал и провели замену труб. Во время этой работы выяснилось, что проблемы с канализацией, которые возникали у нас и ранее, связаны с тем, что часть канализационных труб не соответствовала техническим параметрам. Эти недочеты мы устранили. Затем мы навели порядок в подвале, сделали ремонт в подъездах, усовершенствовали систему освещения и купили триммер для покоса травы. Также для организации детского досуга облагородили детскую площадку, установили дополнительное баскетбольное кольцо, а на зимней период залили каток. Сейчас со всех микрорайонов к нам приходят дети и бесплатно катаются на коньках. Но это не главное, главное то, что все эти положительные изменения - результат наших общих усилий. Сейчас наши жители стали большой дружной командой, которая вместе решает проблемы нашего дома. Именно в этом и есть самый большой плюс ОСИ, которое всех нас и сплотило.
- Расскажите, а в чем конкретно это проявляется?
- Мы многое стали делать вместе: сообща выходим на субботники, общими усилиями убираем территорию, проводим покраску бордюр и высадку цветов и плодовых деревьев. Зимой мы готовимся к Новому году, ставим елку, украшаем двор, проводим праздничную программу с фейерверком. Да и должников у нас стало намного меньше. Жильцы видят, какая работа ведется, знают, на какие конкретно нужды направлены их деньги, поэтому стараются вносить плату вовремя. Летом, конечно, у нас затрат больше, чем зимой, потому как надо выделять средства на благоустройство и подготовку к отопительному сезону. Вместе с тем, нам за свой счет приходится убирать территорию, которая к нам не относится.
- Какую территорию Вы имеете ввиду?
- Это территория, которая не вписана в документацию дома, как объекта кондоминиума. Ее уборка, согласно имеющимся у меня данным, должна проводиться за счет местного бюджета. Недавно, на основании статей действующего законодательства (20 подпункт, 1 пункт 35 статьи закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан») ,я направил запрос в городской акимат, чтобы уточнить, были ли заложены средства в этом году на эти цели или нет. Жду ответ. Есть еще один спорный момент, выяснением которого я начал заниматься. Это вопрос, почему мы должны заключать договора с обслуживающей компанией (МVIT) на снятие показателей теплового счетчика за фиксированную плату, хотя, по идее, эту работу должен выполнять поставщик, в данном случае ГКП «Житикаракоммунэнерго». В процессе диалога с теплокомпанией выяснилось: проблема в том, что снятием показаний занимаются всего два сотрудника, которые не могут охватить весь город. Поэтому, как вариант, горожанам предлагается заключать договора с обслуживающими компаниями, но у нас есть и альтернатива: мы можем передавать показания сами, а что для этого нужно и как это будет происходить на деле, нам еще предстоит узнать.
- Говоря мы, Вы имеете ввиду председателей ОСИ?
- Да, безусловно, ведь мы делаем одно дело. Вообще, ко мне часто за советом обращаются другие председатели ОСИ, особенно начинающие. Поэтому у меня появилась мысль создать негласный центр поддержки для председателей ОСИ и даже начал искать помещение. Хотел попросить у местной исполнительной власти пустующую ведомственную квартиру, которая находится в нашем доме, но ее перевели в жилой фонд. Видимо, скоро у нас появятся новые соседи из числа очередников, что, безусловно, не может не радовать! Я же буду рассматривать другие варианты.
А теперь хочу объяснить, для чего в Житикаре нужен центр поддержки председателей ОСИ. Многие жители многоквартирных домов давно хотят выйти из КСК, но боятся взять на себя ответственность, так как ОСИ - это юридическое лицо. А значит, нужно вести бухгалтерский учет, отчетность для налоговой и статистики, составлять протоколы собраний владельцев квартир, а также выполнять протокольные решения. Кроме того, нужно каждый месяц отчитываться, на что пошли взносы жильцов дома, вести работу с должниками, готовить дом к отопительному сезону и, конечно же, проводить текущие ремонты. Я же хочу донести до людей, что ОСИ - это не страшно, у них всегда есть возможность заключить договор с управляющей кампанией, которая возьмет бумажные хлопоты на себя, также вы можете обратиться к нам за советом.
- Что бы еще Вы посоветовали бы своим коллегам, будущим председателям ОСИ?
- В первую очередь - не затягивать с переходом на ОСИ, не ждать, когда начнут поджимать сроки. А переходить еще до окончания отопительного сезона, не позднее марта. Время понадобится не столько для оформления ОСИ, сколько для грамотной передачи дома и накопления средств для проведения всех необходимых ремонтных работ. К тому же, при передаче дома нужно время для того, чтобы КСК успел устранить недочеты. Хотелось бы, чтобы ЖКХ в такие моменты выступало миротворцем и отслеживало, насколько законно протекает этот процесс. Вместе с тем, всегда можно обратиться к депутатам, они в силах оказать содействие. Мне, к примеру, за совет и реальную помощь хочется поблагодарить депутата от партии «Ак жол» Руслана Мамедова, он не раз помогал нам в решении проблемных вопросов.
- Спасибо за беседу!