Юлия МИСЮРА
В каких только уголках промышленной зоны АО «Костанайские минералы» не доводилось бывать журналистам нашей газеты! И всегда это интересно, будь то беседа с работниками или знакомство с бригадами и мастерами. Но, пожалуй, самая любимая рубрика нашего брата – это журналист меняет профессию.
Те, кому хоть раз в жизни доводилось менять специфику, нас обязательно поймут. Ведь смена профессии - это яркий и волнительный момент выхода из зоны комфорта и, что самое интересное, знакомство с новыми людьми, процессами и технологиями. На этот раз профессию я поменяла в Цехе продукции отгрузки хризотила и инертных материалов.
Если честно признаться, в цехе я была впервые, поэтому для меня это было познавательное путешествие в место, откуда продукция градообразующего предприятия уходит заказчикам. С работой этого огромного, по моим субъективным ощущениям, цеха меня познакомили контролеры по отгрузке вагонов Анжелика Кинашева и Ольга Олейник. Обычно здесь трудится три контролера, но Антонина Генкель, коллега моих сегодняшних наставниц, находилась в отпуске.
В первую очередь, мы прошли в кабинет контролеров, где я прошла инструктаж по технике безопасности и получила рабочую одежду и каску. Облачившись как положено, мы вышли в цех.Первое, что бросилось мне в глаза, - это ровные ряды продукции и мелькающие на погрузчиках водители, которые так быстро и лихо загружали вагон, что поспевать даже визуально за ними очень сложно.
Представление о профессии контролера по отгрузке вагонов у меня было весьма поверхностное: по логике, это люди, которые контролируют отгрузку. Казалось бы, надо стоять и смотреть за тем, как водители загружают вагон. Но это не совсем так, здесь очень много должностных инструкций, которые выполняют контролеры.
Рабочий день контролера по отгрузке вагонов начинается с наряда-задания. В данном случае это количество вагонов или контейнеров, которые надо загрузить, наименование сортов хризотила, которые надо загрузить, а также класс продукции для погрузки – палетизированная или рядовая. Все эти данные отправитель фиксирует на каждом из вагонов. У каждого сорта есть свое наименование и соответствующая маркировка на каждом мешке. Контролер дает указание водителям, продукцию какого сорта и какой партии в какой конкретно вагон нужно загрузить.
Отгрузка вагонов осуществляется на двух путях - десятом и двенадцатом. В день, когда я пробовала себя в профессии контролера, на отгрузке стояло четыре вагона. Мои наставницы уже определились, с какого места будут брать продукцию, чтобы не оставлять «карманов». Так контролеры называют пустые неудобные места, чем-то похожие на карманы. По словам моих наставниц, они затрудняют дальнейшую работу по отгрузке. Поэтому при планировании своего рабочего дня этот аспект контролеры учитывают обязательно.
А дальше начинается самое интересное - водители загружают вагоны, а контролер отслеживает, чтобы не было рваных мешков в табарке, и следит за тем, чтобы так называемая пересортица не попала в вагон. Здесь главное внимательность и скорость реакции, но я, если честно, не поспевала за водителями, чего не скажешь о моих наставницах. Пока я смотрела на один погрузчик, они пробежались по всем, сняв с загрузки одну табарку с рваным мешком… Такой реакции позавидует самый заправский легкоатлет. Ведь четыре вагона в день – это очень большая редкость. Чаще всего на путях стоит по 10-15 вагонов, а самая рекордная цифра от 30 до 50 вагонов. Грузятся они одновременно, и тут без скорости не обойтись, поэтому контролеры люди, хорошо физически подготовленные, они отличные бегуны и могут дать фору любому марафонцу. Мне, конечно, до них, как пешком до луны. Но как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом…
На мой взгляд, эта профессия достаточно сложная, так как аспектов в работе контролеров, которые невозможно осмыслить и освоить за один день, очень много. Помимо всего прочего сюда входит измерение влажности поддонов и рамок, на которых находится продукция, в том числе инертные материалы, фотофиксация загруженных вагонов и контейнеров. Однако, дорогие наши читатели, не стоит думать, что работа контролеров по отгрузке вагонов однотипна. Здесь все гармонично: и физическая, и умственная активность. Важно неплохо считать в уме, иметь хорошую память, внимательность, а остальному вас научат, подскажут, как писать акты, оформлять паспорта на вагоны и контейнеры, выписывать сертификаты качества, вести учет в журналах приема-сдачи смены.
Но если у вас есть мечта или желание стать контролером по отгрузке вагонов, в первую очередь, тренируйте свою физическую выносливость, занимайтесь спортом! Это очень вам пригодится как для здоровья, так и для работы. Что касается коллектива, то текучки кадров здесь нет, сотрудники уходят только на пенсию, так как коллектив здесь устоявшийся, а контролеры работают по 15-20 лет.
Мне, например, очень понравилась эта профессия, она интересная и в чем-то даже творческая, поэтому время, которое я провела в цехе продукции отгрузки хризотила и инертных материалов, останется ярким и запоминающимся опытом.