Маргарита ЦАЙ
Так бы я описала новую специальность, которую осваивала в рамках рубрики «Журналист меняет профессию», а именно должность инженера по охране труда и промышленной безопасности I категории в АО «Костанайские минералы».
Путь к работе
Прочувствовать новый опыт я запланировала с самого утра: узнала время отправки общественного транспорта на производство, пришла на остановку, с вдохновением смотрела на приближающийся автобус, который… не сбавляя хода, проехал мимо, а водитель, заметив мои панические махи руками, только качнул головой.
Пришлось отказаться от полного погружения и воспользоваться привилегиями журналиста: на производство меня привез сам начальник Службы охраны труда и промышленной безопасности Ильдар Мухарамович Семиндеров, с улыбкой разъяснивший то, что в нужном мне направлении едет не один автобус, и я рано запаниковала.
На месте мне выдали рабочую одежду и обувь, каску и респиратор, провели через обязательный инструктаж, после чего передали Андрею Владимировичу Заматаеву, представив его как опытного и хорошо знающего свое дело инженера, ответственного за охрану труда и промышленную безопасность в Горно-транспортном комплексе. Стоит отметить, что за каждым структурным подразделением на производстве закреплены такие инженера по ОТиПБ.
После дождичка в четверг
К моменту нашей встречи Андрей Владимирович уже приступил к работе. Его утро начинается с селекторного совещания, где он узнает о текущей обстановке и изучает планы на день. Затем он проверяет почту и поручения, после чего начинается самое главное – обход участка. Это происходит ежедневно. А раз в неделю, по четвергам, инженера посвящают свое время дню охраны труда. В этот день обход осуществляется в составе постоянно действующей комиссии, куда входят руководители проверяемого объекта.
Мне посчастливилось попасть на производство именно в четверг, поэтому я стала свидетелем работы постоянно действующей комиссии Горно-транспортного комплекса. В ее состав, помимо инженера по охране труда и промышленной безопасности, входят главный энергетик, главный механик, начальник цеха, начальник производственного отдела, начальник технического отдела, главный инженер и начальник подразделения, который руководит комиссией.
Вместе мы направились на станцию «Северная», где осмотру подверглись рабочие места, оборудование и вся инфраструктура. Где-то комиссия останавливалась и детально рассматривала объекты, а на других участках мы проходили не задерживаясь.
- С опытом начинаешь издалека видеть нарушения или их отсутствие, но фотофиксацию не стоит игнорировать. Бывает, что глаз «замыливается», и лишь на фотографии я вижу то, что не заметил сразу, - пояснил Андрей Владимирович.
Не ешьте, где курите, не пейте, где работаете
Элементов, на которые нужно обращать внимание, действительно, много. Проверка объекта охватывает состояние зданий, изоляцию проводов, освещенность помещений, комплектность документации, работоспособность техники и многое другое. Каждые три года инженера сдают экзамены по 11 направлениям. Они должны знать десятки законов, правил, регламентов, постановлений, как благоразумных, так и неожиданных. Так, с недавнего времени, в местах для курения должно быть предупреждение о запрете потребления еды в этом месте. В других правилах я нашла запрет на питье воды из канав. Казалось бы, кому придет в голову идея пить из канавы, однако Андрей Владимирович относится к этим правилам со всей серьезностью и отмечает, что техника безопасности написана «на крови».
- Если такой запрет появился, значит кто-то это когда-то сделал. Молодое поколение этого не знает, а вот старшее поколение еще помнит, как пили из неизвестных родников, но рядом находится горнорудное производство, и здесь из них пить воду нельзя, - поясняет Андрей Владимирович.
Не всем дано
Важно понимать, что стать инженером по ОТиПБ способен не каждый. Эта профессия требует не только обширных знаний в области техники безопасности, но и практического опыта. Коллега Андрея Владимировича, инженер по ОТиПБ-ревизор по безопасному движению поездов I категории Евгений Александрович Дегтярёв рассказал, что начал свой путь с низов, слесарем по ремонту подвижного состава, параллельно получая среднее техническое образование по специальности горная электромеханика. Со временем ему предложили заменять действующего на тот момент инженера ОТиПБ и уже после нескольких лет работы на этой позиции Евгений получил вакантное место инженера по ОТиПБ-ревизор по безопасному движению поездов 1-й категории.
Перемещаясь от одного объекта к другому, мои спутники с вдохновением рассказывали не только о том, что мы проверяем, но и указывали на интересные фрагменты окружающей обстановки. Например, - на столик с лавочками в глубине кустистых деревьев, которые сажали сами каэмовцы всего несколько лет назад, а сейчас с удивлением отметили то, как выросла за это время аллея. Или - на то, как креативно подошли к хранению запчастей на данной станции: каждая запчасть имеет свою подпись и фотографию, а для их учета разработана удобная схема наименования комплектующих, которая заполняется ежедневно. Особенно меня удивило то, что в большинстве помещений работали исключительно мужчины, но кабинеты и коридоры заполнены прекрасными комнатными цветами. Некоторые из них, судя по внушительным размерам, украшают станцию не один десяток лет.
Самый зоркий глаз у инженера
В ходе проверок комиссия незамедлительно принимала меры по устранению выявленных нарушений. Начальник железнодорожного цеха Валерий Александрович Шаньгин пояснил, что именно такая оперативность и является главной целью еженедельных проверок: не дожидаться предписаний, а устранять выявленные нарушения на месте. По заверению членов комиссии, нарушения здесь встречаются редко, ведь за охраной труда и промышленной безопасностью на каждом участке следят ответственные лица, а все системы и оборудование регулярно проходят проверки.
Стоит отметить, что предписания все же были составлены, ведь инженер видит то, что не видят остальные. После обхода мы с инженерами направились в кабинет, чтобы оформить замечания по выявленным нарушениям. Глядя на мое запыхавшееся лицо, Андрей Владимирович с улыбкой отметил, что мне еще повезло, ведь мы ездили на машине. В остальные дни инженер ходит по объектам пешком.
А в финале – 1С
В офисе нас ожидала уже бумажная работа. По каждому выявленному факту нарушения охраны труда и промышленной безопасности предстояло оформить соответствующий документ, а после обеда разобрать его с другими членами комиссии, которые также делятся своими замечаниями и предложениями на совещании. Устранение нарушений проверяется после предоставления отчета о выполненных нарушениях. Ответственные за это лица предоставляют инженеру отчет о выполнении, с подтверждающими документами, а тот, в свою очередь, при необходимости проверяет устранённое нарушение.
Выявленные нарушения оформляются через программу «1С Охрана труда». Она позволяет как вносить предписания, так и контролировать их выполнение. В программу «1С Охрана труда» заносятся не только предписания, но и расследования несчастных случаев, экспертные заключения по результатам технического диагностирования, а также вся документация, связанная с охраной труда, что позволяет создавать графики, отчеты, вести контроль за выполнением выданных мероприятий.
Так выглядит насыщенное утро инженера ОТиПБ I категории в АО «Костанайские минералы». Для меня оно пролетело, словно вихрь, оставив после себя водоворот впечатлений и новых знаний. Еще недавно я только заезжала на территорию предприятия, а теперь, покидая его, я осознаю, что этот день стал для меня бесценным уроком.