Работать в дневную смену – дело привычное для многих. А вот каково это заступить в ночь на производство и воочию увидеть запуск цеха? Я решила на собственном опыте проверить …
Хотела попасть в ДСК
Подъезжая к промышленной площадке, подумала: как же все-таки она красива ночью - промзона. Маленький отдельный городок в огнях. Сразу у цеха меня встретил мастер Марат Кулумбаев, провел со мной инструктаж и проводил к наставнику.
- Сейчас, - сказал он, - как раз будем запускать цех.
Мы отправились в операторскую. Машинист ДПСМ Мерует Джандырова уже меня ждала. Признаюсь честно, с ней мы знакомы уже не один год, поэтому работать под её руководством мне было особенно удобно и комфортно.
Родилась она в Житикаре в многодетной семье. С детства их приучали к ответственности, внимательности и добросовестности.
- Мама, - говорит Мерует, - работала всю жизнь учителем. Папа был первым секретарём горисполкома. Но, так уж вышло, отец рано ушел из жизни и мама воспитывала нас одна. Поэтому мы особенно привязаны к ней.
Окончив школу, нынешняя машинист ДПСМ поехала учиться в Костанай. Но спустя 2 дня сильно заскучала по родному дому и вернулась.
- Я никогда так далеко не уезжала, - вспоминает она, - поэтому уговорила маму разрешить мне вернуться и поступить тут в местное училище.
Так и вышло. Мерует Джандырова поступила в группу обогатителей широкого профиля. На третьем курсе, как и многие, она отправилась закреплять свои практические навыки. По распределению попала в ДСК. Тогда еще так назывался ЦДиСХР.
- Попасть в ДСК тогда, - отметила она, - считалось особенно престижно. По окончании практики троих из нас хотели отправить в другой цех. Так как мы все были маленького роста. Начальник цеха боялся, что мы с лопатами не найдем общего языка и не сможем качественно выполнять свою работу. Но не тут-то было. Маленькие, но удаленькие, как говорится. Мы со всем справились и остались работать в ДСК.
В ходе нашей беседы внезапно раздался сильный гул.
Цех запустили, что делать?
- Цех запустили, - спокойно ответила машинист, - ну что, пойдем работать?
И мы отправились на конвейер - 804.
Там передо мной развернулась картина – по большой резиновой ленте едут камни. Куда едут – непонятно. Кругом оборудование огромных размеров и не прекращающийся гул. Я же полный дилетант в этом деле. Что? Куда? Откуда? И вообще, что мне делать? Может, бежать? Все эти вопросы посыпались на моего наставника.
Ну надо, так надо.
- Вот смотри, - улыбаясь, ответила Мерует, - это тележка. На ленте поступает руда в бункера. Наша с тобой задача контролировать количество руды в каждом бункере и передвигать при помощи рычагов тележку. В противном случае образуются завалы.
В этот момент я почувствовала себя школьницей-гуманитарием, которая ничего не понимает на уроке физики. Я пыталась вникнуть в каждое слово наставника и переспрашивала 10 раз одно и то же.
- Пойдем, - позвала меня она, - сейчас будешь передвигать тележку.
Ну надо так надо.
Возле каждого бункера стоял щит, на котором располагались пара кнопок и рычаг. Служат они для того, чтобы управлять большим оборудованием, по которому поступает руда. Под пристальным взглядом наставника и не без её физической помощи я в конце-концов дотронулась до рычага и отправила тележку в сторону другого бункера. Она мне подчинилась. И я, довольная, заулыбалась. Для машиниста-то это обычное дело, а для меня - ого, какое свершение.
- Смотри ниже, - говорит мне Мерует, - видишь, как бункер наполняется рудой. Давай передвинем тележку на другой. Также на территории есть специальное табло, на котором можно контролировать наполняемость бункеров. На него мы и будем ориентироваться. Пойдём, покажу.
И мы отправились к следующему щитку. Хочу сразу заметить, что расстояние между бункерами немаленькое. И вот так туда-сюда мы ходили, передвигали, следили. Немного погодя мои ноги стали сдаваться. Хотелось присесть. А ведь машинисты, которые тут работают, постоянно в движении и на ногах.
Чтение – лучшее успокоительное
В ходе работы мы продолжали беседовать. Как оказалось, Мерует постоянно повышает свою квалификацию и тянется к новым знаниям. В её трудовой копилке свидетельство машиниста ВАУ, ШФМ, оператора и др. Работая уже на предприятии, женщина получила высшее образование в РИИ по специальности «технолог». Был у неё и небольшой перерыв в работе. В 1992 году Мерует родила сына.
В молодости женщина активно занималась спортом, но со временем активному отдыху она предпочла более спокойный. Сегодня она любит вязать и читать книги.
- Для меня чтение, - говорит она, - это лучшее успокаивающее. Я, кстати, и сына своего приучила читать. Хотя он, вообще, не хотел ни в какую.
Дело времени и опыта
Сказать, что я устала – ничего не сказать. До конца смены я бы не дотянула. Ноги гудели, меня не покидали зевота и мысли о подушке с одеялом.
Пока я переодевалась, Мерует мне рассказала о том, что трудится машинистом уже 33 года. Свою работу она знает от А до Я. Когда она пришла на производство, ей было всего 18. Тогда она даже лопату в руках держать не умела.
- Я помню всех своих наставников, - говорит женщина, - каждый из них учил меня новому. А уже сейчас мы сами учим молодежь, показываем оборудование, рассказываем о процессе работы. Вот как тебе сегодня. Я помню свой первый рабочий день. Тогда у нас случился завал, и мы с наставником побежали его раскидывать. Первый раз в жизни тогда я взяла лопату. А сегодня, спустя столько лет, я уже на глаз определить смогу, сколько на складе руды, сколько вертушек. Даже по звуку могу определить, если грохот не так работает или подвеска стучит. Сегодня я знаю, что за три минуты наполняется один бункер. Это все дело времени и опыта. Так что не переживай, что ты чего-то не поняла в нашей работе.
По словам моего наставника, в конце смены машинисты убирают за собой территорию и передают оператору, сколько руды в бункерах. Только после этого отправляются домой. Но я, как это и подобает дилетанту, отправилась домой раньше. А по дороге еще долго переваривала всю информацию и размышляла, насколько сложный технологический процесс на предприятии.