НИ НЕПОГОДА НЕ СТРАШНА, КОГДА МЫ ВМЕСТЕ
Как поется в небезызвестной песне: у природы нет плохой погоды, всякая погода благодать….
Порой у неё, как, кстати, у любой женщины, случаются перепады настроения, и она преподносит сюрпризы. В
последнюю неделю зимы так и случилось в нашей области. На улице вовсю хозяйничала метель и властвовал
буран, чего костанайцы не видели давно.
В снежном плену
Начиналось все безобидно - падал снег. Но когда стал усиливаться мороз с ветром и на телефоны посыпались смс с содержанием “трасса N закрыта”, житикаринцы поняли, что бурану быть. Весь день, 23 февраля, хоть со сложностями, но передвигались по городу, а вот под вечер уже с трудом добирались по огромным сугробам домой. Пронзающий ветер обжигал лицо, и дальше, чем на расстоянии вытянутой руки, уже ничего не было видно. Несладко в эти дни было и работникам АО «Костанайские минералы». 24 февраля в связи с погодными условиями сменным работникам промышленной площадки дали команду не выходить на остановки и оставаться дома до особого распоряжения. Те, кого должны были сменить еще утром, оставались на своих рабочих местах.
В целях их же безопасности руководство запретило самостоятельно выезжать в город. «Каэмовцы» были вынуждены ждать. В такой ситуации необходимо было быстро принимать решения, действовать оперативно, а главное - не допустить несчастных случаев.
В АО «Костанайские минералы» незамедлительно был создан оперативный штаб и принят усиленный режим работы дорожно-строительной техники. Ночью на трассу вышло 2 фронтальных погрузчика, 5 бульдозеров на гусеничном ходу Т-35, 1 тяжелый бульдозер ТК-25 на колесном ходу, грейдер, трактор с косой лопатой на базе К-700 и т.д.
- Основной задачей было, - рассказывает заместитель технического директора по производству АО «КМ» М. Новицкий, - обеспечить безопасный вывоз сменного персонала. Для этого мы сформировали общий сбор работников в здании АБК Автотранспортного предприятия, и после централизованно вывозили персонал - в организованной колонне на автобусе ПАЗ и вахтовом автомобиле марки КамАЗ в сопровождении снегоочистительной техники.
Справиться с этой задачей из-за шквального ветра с порывами до 20 метров в секунду и обильного снегопада было нелегко. И дорога «промзона – город» производственникам в ту ночь показалась безумно длинной. Трассу небольшой протяжённости они преодолевали полтора часа метр за метром. Переживали, так как знали, что в ответе за жизнь своих коллег.
Боевое крещение Елены
В такой снежный плен попала и электромонтер по обслуживанию подстанций Елена Агаджани. Девушка работает на отдаленной СТП-6. Она подает напряжение на экскаваторы и электровозы. В этот день она была вынуждена провести на смене почти сутки.
- Я заступила на смену, - говорит девушка, - 23 февраля в начале 9-го. На этот момент уже все заметало. Из-за отсутствия видимости уже было сложно добраться до нашей подстанции. Но выбора не было. Ехала я на УАЗе, а впереди нам прочищал дорогу погрузчик. Прибыв на место, я приступила к работе. «Главное, чтобы не было аварийных отключений»,
- крутилось у меня в голове. Но в такую погоду без них никак. Поэтому приходилось оперативно реагировать. Паники у меня не было. У нас ее априори не должно быть. Ведь работа ответственная, ошибок тут совершать нельзя категорически. Мы подаём напряжение. По словам Елены, за 11 лет работы с таким бураном она встретилась впервые. И, как сама она смеётся, для нее он стал боевым крещением.
- Утром мне позвонил наш руководитель, - продолжает электромонтёр, - Сабыр Сейтжанович Сатмурзин. Первым делом он спросил, как дела и уверил, что скоро за мной приедет транспорт. Также он попросил открыть дверь. Тут-то меня и ждал сюрприз. Она оказалась полностью запечатана. Я пошла к запасному выходу. Там дверь открывалась вовнутрь. Но за ней выход был наполовину засыпан снегом. Хоть туннель рой. Мне оставалось только ждать подмоги. Благо, что у меня были запасы еды, и голодать мне не пришлось. Еще помогала поддержка родных и близких. Девчата - коллеги постоянно мне звонили и спрашивали, как я там.
В 4 часа дня Елена услышала гул. Тут же снова позвонил руководитель и предупредил, чтобы девушка не пугалась. Это расчищают территорию.
- Выход расчистили. Когда я вышла, - улыбается Елена, - огляделась кругом. С одной стороны - степь, барханы снега и опоры, с другой - борт карьера. Около КамАЗа меня ждал Сабыр Сейтжанович и водитель, Марат Тукаев. «Своих не бросаем в беде», - сказал мне тогда руководитель. Домой девушка прибыла уставшая. Покушала и сразу легла спать.
«Было тяжело, но в нас нуждались»
В этот день на промышленной площадке была задействована вся техника. Одни расчищали территорию, которую почти сразу же заметало. Другие забирали людей со смен, в том числе и с карьера. Водитель ПАЗ Сагынбай Смагулович Кульмуратов пробыл на работе больше суток. - Когда заступил на смену, - вспоминает он, - в 2 часа, я и по-думать не мог, что вернусь домой только на следующий день. Уже тогда видимость была почти нулевая. Особенно мело на дороге от «мечетки» и до промышленной зоны. В 17:00, когда мы вывозили смены, перед машиной словно стояла белая стена. Вечером я должен был ехать домой, но в в карьере застрял мой коллега на ПАЗе, и я остался для того, чтобы быть на подмоге. Эти сутки, конечно, запомню надолго.
Чуть позже, по словам механика АТП Самата Жакенова, в 12 часов ночи Николай Леонидович Пастерук поехал отвозить людей со смены домой. Но неподалеку от АТП остановился. Хоть перед ним и ехал погрузчик и расчищал дорогу, видимости не было совсем. Дальше ехать вслепую было просто опасно. Решили вернуть людей назад. За ними выехал Сагынбай Смагулович.
- С автобуса на трассе, - вспоминает он, - все пересели ко мне. От такого количества людей моментально стало душно. Мы тронулись, ехать было очень тяжело. Где-то я высовывал голову, чтобы смотреть, куда едем, где-то ехал с открытой дверью. Люди все понимали и ехали молча. Единственное, они не знали, куда их везут. Наверное, думали в город, но прибыли мы вновь в АТП. Людей разместили в актовом зале.
По рассказам работников, примерно в час ночи их повезли в город. Перед транспортом с людьми ехал погрузчик и расчищал дорогу. После - КамАЗ.
- Наш механик, - говорит Сагынбай Смагулович, - Самат Жакенов выдал всем по рукавичке с солью. Где уж он взял соль, мы и не знаем. Нужно было это для того, чтобы протирать зеркала и лобовое окно. От соли окна не замерзали. Поэтому мы постоянно протирали их. Местами вообще хотелось остановиться. Такой колонной мы и доехали до города и вернулись обратно. Подождали до утра. По моей просьбе, мне выписали новую путёвку, и мы снова начали вывозить людей. 3 автобуса в то утро совершили по 3 рейса. В половину третьего Сагынбай Смагулович, отработав 2 смены подряд, добрался до дома. Покушал и так же, как и Елена, лег спать. Проснулся водитель только следующим утром.
- Да, - отметил он, - было тяжело. Но это форс-мажор, и к подобному нужно относиться с пониманием. Таких сильных буранов я не видел уже лет 20. Но, благодаря сплоченности, мы справились. Иногда боялись, что застрянем, поэтому газовали и газовали. Надеюсь, что люди остались довольны, ведь мы вывезли всех…
Рейс в карьер
- С этим стихийным бедствием, - рассказывает еще один водитель ПАЗ Василий Васильевич Покрасов, - мы боролись. И думаю, дали хороший отпор. Главное, что никто из людей не замерз и техника не заморозилась. Я в свою смену осуществлял вывоз белазистов с карьера. Спустились мы туда хорошо, а вот поднимались очень сложно. Мы буксовали. Пока один транспорт вытаскивали, второй тут же задувало. Так как видимость была нулевая, мастер Артём Меркачев бежал перед автобусом и показывал нам дорогу. Но так продолжалось до поры до времени. В итоге из-за таких условий мой транспорт совсем остановился. За людьми приехала подмога, они пересели в другой автобус.
- Я свою рабочую машину оставить не мог, - продолжает Василий Васильевич, - поэтому остался в ней. Несколько часов я ждал. В транспорте уже образовался сугроб, а окна заледенели. Но вскоре за мной вернулся погрузчик и бульдозер 07.Так мы добрались до автотранспортного предприятия. Радует то, как мы были сплочены в этот день. Диспетчер АТП Жанат Абилева поила всех чаем, отогревала. Медик Татьяна Жукова тоже находилась с нами все время. Отдельное спасибо - водителю бульдозера Виктору Иютину.
- Я заступил на смену в ночь, - рассказывает водитель бульдозера 07 Виктор Александрович Иютин, - наверное, каждый вам скажет, что тогда видимости было ноль. В 20:00 я приехал на КП и начал работу на своем бульдозере. Работы было, конечно, очень много. Я провожал автомобиль УАЗ по трассе в сторону Милютинки на СТП 2, чистил дорогу. Огромную работу провели по уборке снега на территории складов ВМ. Потом расширяли дорогу вместе с бульдозером 11 около карьера. Погода буйствовала, конечно, но не напугала. Телефон и рация работали исправно, и мы постоянно были на связи. Кстати, перед бураном, 21 февраля, у Виктора Александровича Иютина родилась доченька. Наверное, поэтому мужчине не страшны были ни буран, ни метель, ни ветер. Мы от всей души поздравляем его с таким важным событием в жизни!
Конечно, этот буран «каэмовцам» и всем житикаринцам запомнится надолго. Такого в районе не было очень давно. Но, повторюсь, что у природы нет плохой погоды. А все бураны, метели, дожди и грозы – это временные явления. Самое главное, что эта чрезвычайная ситуация показала нам всем, насколько мы умеем быть сплочёнными и готовыми прийти на помощь друг другу, несмотря ни на что.
Правление АО «Костанайские минералы» благодарит всех, кто боролся со стихией…
Уже разработан приказ об их поощрении. Тем, кто вынужденно задержался на рабочем месте в период этого природного катаклизма, сверхурочное время будет оплачено в повышенном размере.