Юлия МИСЮРА
Смена профессии - это всегда волнительно и вместе с тем очень интересно. Пробуя себя на новом поприще, мы выходим из зоны комфорта, учимся, вникаем в тонкости, радуемся плюсам и, как правило, не замечаем минусов.
Конечно, причины для смены профессии у каждого свои: кем-то движет материальный аспект, кем-то - идеологический, а кто-то просто хочет кардинально изменить свою жизнь. У корреспондентов нашей газеты, которые регулярно меняют профессию в рамках постоянной рубрики «Журналист меняет профессию», иная задача. В первую очередь, этот эксперимент позволяет попробовать себя в разных профессиях, оценить их специфику, расширить свой кругозор и, конечно же, рассказать об этом на страницах газеты.
И окунулась в детство…
Мой первый опыт в этом амплуа проходил в швейном цеху ТОО «United Group KZ» на промышленной площадке АО «КМ». Забегая вперед, скажу, что этот день оставил много положительных эмоций, которые, безусловно, останутся в памяти надолго. Впрочем, как и мое первое воспоминание о швейной машинке. Черная ручная машинка, которая до сих пор хранится в нашей семье, была главной помощницей моей бабушки, Неб Нины Ивановны, к которой каждый год мы, внуки, приезжали на лето. В деревне для нас, городских, было много интересного. Но почему-то мою юную любопытную натуру больше всего привлекало множество разных ниток, лоскутов, шпулек и каких-то непонятных предметов, которые хранились в недоступном, но все же обозримом для детей месте.
Завораживал и звук работающей машинки, которая оживала под руками бабули, когда она чинила или подшивала наши вещи. Хорошо помню, как я села за стол в гостиной и сделала свою первую строчку на ярко-красном лоскуте. Для меня, 12-летней девчонки, это было равносильно полету в космос. Примерно такие же эмоции я испытала и в швейном цеху, нажимая на педаль производственной швейной машинки. Но обо всем по порядку.
За большим столом…
Первое, на что я обратила внимание, робко переступив порог швейного производства, - это длинный стол, около которого трудились две женщины. Для меня, человека несведущего (а я впервые на таком производстве), их манипуляции сначала были непонятны. И только после знакомства с замечательной женщиной, моей, не побоюсь этого слова, наставницей, - начальником швейного участка Надеждой Александровной Гординой я поняла, что же это было. Это была раскройка деталей будущих изделий, в большинстве своем спецодежды. К слову сказать, специфика этой работы поразила меня своими масштабами и используемыми приспособлениями. Так, за один раз на стол выстилают двадцать полотен ткани, на которых по лекалам наносят разметку и при помощи раскройного вертикального ножа вырезают детали.
На первый взгляд, казалось бы, ничего сложного, однако на поверку это очень трудоемкий и сложный процесс, требующий не только точности, но и физических усилий, ведь рулоны ткани, закупаемой для пошива спецодежды, априори не могут быть легкими, а настил закройщики делают вручную. Большое значение при раскрое имеет и расход ткани, обрез которой, по принципам работы цеха должен быть минимальный, ведь наряду с качеством раскроенных деталей, в этом и заключается мастерство закройщиков.
Попала в дружную семью
Далее знакомство со швейным производством, в котором, помимо производственных швейных машин, используются машины полуавтоматического действия (петельные, пуговичные, стачивающе-обметывающие), продолжилось в другом помещении, где происходит поэтапное изготовление деталей и сборка готовой продукции, поступающей к потребителю. Возвращаясь к вопросу ассортимента, надо сказать, что швейный цех специализируется не только на спецодежде, но выполняет и сторонние заказы по пошиву одежды для организаций района, в том числе детских садов. Поэтому швейный цех не стоит на месте, совершенствует подход к работе, выбору ткани, воплощению того или иного изделия.
Организационную работу, в том числе по закупке сырья и участию в тендерах, выполняет менеджер по развитию швейного цеха Руслан Амандыкович Гарифуллов. Он с большим теплом отзывается о своих сотрудниках.
Да, действительно, коллектив цеха, который состоит из 9 швей-мотористок и 2 закройщиц, очень хороший. Атмосфера в нем царит доброжелательная, рабочий процесс построен грамотно и, что самое главное, каждый человек готов прийти на помощь другому.
К примеру, Азамат Шуншалинов, единственный мужчина, который занимается пошивом, работает в цехе не так давно, и пока он нарабатывает скорость, его коллеги, опытные швеи- мотористки (в том числе и со стажем 20 и более лет), часть его работы берут на себя. Думаю, это дорогого стоит, ведь далеко не в каждом коллективе есть такая взаимовыручка. Здесь действительно все делают дружно – выполняют план, отмечают праздники, и все с особым творческим подходом. Даже талисман швейного цеха харизматичный Вахтанг, мягкая игрушка из яркой ткани, сделан руками одной из швей с красивым именем Марина. И таких игрушек в цехе много, каждая из них имеет свою историю и несет определённый смысловой посыл. Своими руками шьются и костюмы для празднования корпоративов, юбилеев сотрудников, которые проходят очень весело и интересно. Вот в такую дружную семью я в этот день попала.
Ткань от меня «убегала»
Надо ли говорить, что встретили меня очень хорошо, а мои неумелые попытки сделать нормальную строчку воспринимали с одобрением и поддержкой? Конечно, я очень волновалась, подходя к швейной машинке. Но Надежда Александровна подробно рассказала о ее работе, о технике безопасности, показала, как сидеть и как правильно ею пользоваться. У меня не сразу все получилось, но я очень старалась.
Напомню, что машинки в цехе промышленные, и качество строчки в данном случае, впрочем, как и скорость работы, во многом зависит от того, насколько хорошо ты чувствуешь педаль и уверенно придерживаешь ткань. Вот как раз с этим у меня возникли большие проблемы, зимняя обувь не позволяла мне полноценно почувствовать педаль (именно поэтому швеи носят тапочки), и я нажимала на нее то слишком сильно, то слишком слабо. В итоге ткань то молниеносно «убегала» от меня, то едва двигалась с места. Спустя время я все-таки почувствовала баланс и прострочила свою первую более-менее ровную строчку. И от посещения швейного цеха у меня остались не только незабываемые впечатления, но и несколько простроченных лоскутов ткани.
Позже, по дороге домой, я размышляла об этой почему-то почти забытой профессии, ведь, как рассказала моя наставница, на швей в нашем районе практически не учат. А молодежь, уезжающая в областной центр, если и выбирает специальность, связанную со швейным производством, то это, как правило, модельер-дизайнер. А жаль. Ведь профессия швеи-мотористки, при всей ее кажущейся статичности, объединяет исключительно творческих людей, которые превращают массовое производство одежды в искусство.