Р.Макарова
Куда уже только ни ступала нога журналиста нашей газеты в поисках интересной профессии! Наверное, только на необитаемый остров. Нам всегда интересно узнавать новое, вникать в нюансы работы других и рассказывать об этом читателям.
Каждый раз мы ломаем голову, куда же отправиться менять профессию. И порой поражаемся, как же нам удаётся отыскать «новое место работы». Вот и в этот раз, перебирая в своей голове разные варианты, мы подумали: «А не побыть ли один день слесарем на СТО?». Побыть!
Фронт работы –
определен
Когда я прибыла в автотранспортное предприятие АО «Костанайские минералы», на СТО, меня сразу встретил наставник – слесарь по ремонту автомобилей Евгений Кушнерюк. Он меня ждал и даже уже подготовил фронт работы.
Первым делом, как и положено, я переоделась в спецодежду, получила инструктаж. Как я уже говорила, наряд заданий для меня был подготовлен.
На СТО при автотранспортном предприятии обслуживаются все легковые и грузовые машины Предприятия. Когда я зашла на участок, в глаза сразу бросился разобранный УАЗ «Patriot». Даже незнающему человеку при виде его станет понятно, что тут осуществляется ремонт машин.
На участке
На территории установлены 17 новых станков - балансировочный, дископравный, вулканизаторский, заточно-шлифовальный и др. Они тоже не могли не привлечь внимания. Все накрыты огромными чехлами. Так работники заботятся об их чистоте и сохранности. Тут же, на СТО, мой наставник Евгений выполняет кузовные работы. Кстати, стоящий в боксе УАЗ «Patriot» - тому подтверждение.
После небольшой экскурсии Евгений рассказал, что сегодня мы будем промывать форсунки, которые подают топливо в двигатель автомобиля. Для этого необходимо было извлечь их из-под капота. Но наставник подготовился заранее, и эту часть работы мы обошли - форсунки уже ждали нас около специального оборудования.
Промываем
форсунки
- Нам нужно все форсунки, - пояснил Евгений, - по нумерации установить в ультразвуковую ванну. Выбрать необходимый режим и начать процесс промывания.
Стоит отметить, что почти все оборудование на СТО АО «КМ» автоматизировано. Поэтому мы задали программу на дисплее - промывка ультразвуком - и процесс работы пошел.
- В таком режиме, - продолжил он, - ванна будет работать в течение 600 секунд. Ультразвук очень хорошая вещь. Он разрушает коррозию. И это позволяет полностью промыть форсунки.
По истечении времени мы взяли эти самые форсунки и стали устанавливать их по каналам на оборудовании. Это нужно было для того, чтобы проверить исправность и проследить, как они будут подавать топливо в двигатель автомобиля. При помощи электроники установили количество оборотов и наблюдали. Процесс работы был завершен, так как мы убедились в исправности форсунок. Как оказалось, это было совсем несложно.
- Это один из самых легких видов работ, - подтвердил мои догадки Евгений, - и быстрый. Пойдёмте теперь к дископравному станку. Там будет поинтереснее и немного сложнее.
Диск вращается и выпрямляется
- Вот диск от автомобиля УАЗ, - продолжал наставник, - думаю, что невооруженным глазом на нём видны неровности. Вообще, такие неисправности мы устраняем, когда начинаем переобувать авто с летней резины на зимнюю или наоборот. Очень важно делать это сразу, чтобы избежать еще больших повреждений.
Мы взяли диск. Действительно, по его краям были заметны неровности.
В нужном положении мы плотно установили его на оборудование, чтобы подходили по расположению все пазы. После вставляли в каналы большие болты и плотно их закручивали, чтобы диск не выпрыгивал.
Первый болт наставник закрутил сам. Остальные 4 - уже я. Конечно, не без косяков.
- Смотри, - отметил он, увидев, как я ключом на 19 кручу туда-сюда. - Тут есть потай (часть цилиндрического отверстия, прим. авт.). И он должен встать на своё место.
Я поняла свою ошибку и быстро исправилась. Остальные болты были ловко мной прикручены уже по правильной схеме. Наставник даже дал оценку моей работе. «Пойдет...», - сказал он.
Принцип работы я поняла, но сразу запомнить все специфические названия было сложно. На дископравном станке мы подогнали боковые ролики к диску. После таким же образом установили в нужном положении поперечные валики. Задавив диск с двух сторон, подогнали внутренний и большой валик. Диск нужно было плотно прижать. После этого мы придавили его еще на полоборота и запустили станок.
В оборудование стал подаваться кислород - диск закрутился. На глазах он стал выпрямляться, мы только при необходимости регулировали валики. То ослабляли их, то еще больше прижимали.
- Если повреждение большое, - отметил Евгений, - то тут же можно воспользоваться гидродомкратом. Времени уйдет меньше, и работа будет выполнена качественнее.
На то, чтобы выровнять диск, мы потратили чуть больше времени, чем на промывание форсунок. Но я подозреваю, что меня просто не хотели сильно загружать работой. Я же все-таки – девочка. После того, как мы сняли диск со станка, он был ровный.
Кстати, в ходе работы Евгений рассказал мне, что диски бывают железные и титановые. Я, конечно, об этом знала, но вот никогда не задумывалась о том, что первые намного прочнее, а вторые больше предназначены для красоты. Ну, это так, на заметку тем, кто так же, как и я, был не в курсе.
Постоянно
развивает навык
В АО «Костанайские минералы» Евгений Кушнерюк работает 3 года. Он постоянно занимается саморазвитием, смотрит различные ролики на YouTube и старается добиться совершенства в своей работе. Она ему очень интересна.
- Главное, - отметил он, - что наша работа разнообразная. Тут никогда не заскучаешь. К тому же здесь качественное оборудование для ремонта. С 18-ти лет я с машинами на «ты». Очень долго занимался малярно-кузовными работами, шиномонтажом и др.
Поэтому здесь, на СТО, он чувствует себя как рыба в воде. Кстати, по словам Евгения, СТО, на которой он трудится, оборудована очень хорошей техникой. Слесарям не составит труда полностью разобрать автомобиль, выявить причину и собрать его обратно. И если бы Предприятие открыло подобную СТО в черте города, для оказания услуг сторонним лицам, то составило бы сильную конкуренцию многим.
Знакомый вид
работы
И, действительно, работа тут разнообразная. Помимо всего прочего, каждый день Евгений занимается вулканизацией. Те, кто читает нашу рубрику постоянно, должны помнить, что как-то я уже меняла профессию - один день уже была вулканизаторщиком на шиномонтажном участке АТП. Процесс довольно интересный. Впервые тогда мне довелось крутить ключом внутри колеса огромной машины.
В конце отмечу, что вне рабочих стен Евгений посвящает много времени своей семье и дому. Помогает на частном участке тёще. Сегодня они с супругой готовятся к появлению первенца. Поэтому и хлопоты по дому не прекращаются.
P.S. Интересно, к ремонту чьей машины я приложила руки? Очень хочется написать: здесь была Регина Макарова и передать привет водителю.