Регина МАКАРОВА
Дорога - какой бы она ни была, длинной или не очень, она всегда опасна. Особенно если ты находишься за рулём автомобиля. Мало того, что ты несёшь ответственность за себя, за людей, которые находятся в салоне, так ещё нужно следить и за другими водителями и порой идти на уступки, чтобы избежать столкновения. Если ты управляешь автобусом, то ответственность повышается в разы. Ведь за твоими плечами десятки людей, и всех ты обязан в целости и сохранности доставить до назначенного места. Что и делают изо дня в день водители автобусов, которые везут рабочий персонал на промышленную площадку АО «Костанайские минералы». Возможно, кто-то уже догадался, что сегодня журналист отправился менять профессию в автотранспортное предприятие и стал водителем автобуса МАЗ.
Встают водители рано
Это рабочее утро у меня началось рано. В 5.00 подъём, в 7.15 нужно уже было выезжать по маршруту с моим наставником - водителем Александром Алексеевым.
Стоит отметить, что сам Александр проснулся в 4.15, ведь ему нужно было добраться до АТП, получить путёвку, пройти осмотр у медицинского работника и провести технический осмотр самого транспортного средства. Так уж получилось, что от этой работы я была освобождена.
Это совсем не
легковая!
Когда я оказалась в салоне автобуса, в моей голове сразу возникло очень много вопросов - сколько людей мы везём, что за кнопочки на панели, насколько сложно управлять такой машиной и др. Спрашивать сразу обо всём было неудобно, потому что понимала, что отвлекать водителя нельзя. Ему нужно быть максимально сосредоточенным. Поэтому я аккуратно, потихоньку начала собирать всю нужную информацию.
В размеренном темпе мы с моим наставником ехали по городу, собирали людей на остановках и вели беседу. По объективным причинам за руль сама сесть я не могла, ведь для этого нужно водительское удостоверение определённой категории. Да и кто меня посадит за руль при такой колоссальной ответственности! Тут я выступала как наблюдающий.
Заехав на промышленную площадку, люди стали спешно покидать автобус, все торопились на работу, а мы с наставником поехали припарковывать автобус в бокс. Об этом мы сразу же сообщили диспетчеру.
Иногда лучше
уступить
Во время поездки Александр рассказал мне, что управлять автобусом, безусловно, сложнее, чем легковым автомобилем.
- Совершенно другой радиус поворота, - отметил он, - да и по техническим характеристикам он сложнее. Тот же лежачий полицейский по-другому чувствуется. К тому же, не кирпичи ведь везём - трогаться и останавливаться на том же светофоре нужно плавно. Вообще, всё нужно делать плавно. К тому же люди на дороге бывают разные, да и водители тоже. Порой стоит уступить нарушителю во благо безопасности своих пассажиров.
Скелеты в боксе
Доехав до бокса, мы стали припарковываться. Тут же моё внимание привлекли и другие автобусы. Было заметно, что они старше нынешних. Александр мне пояснил, что это «скелеты», так они их называют между собой. Все они на ходу на случай внештатных ситуаций или пандемии. За них водители тоже несут ответственность.
- Нам повезло, - улыбнулся Александр, - сегодня мы заезжаем в бокс первыми. Поэтому будет легче, а вот остальным придётся поманеврировать.
Остановившись, я ещё больше начала засыпать своего собеседника вопросами. Много интересного хотелось узнать.
«Можно иногда
и покимарить»
График у водителей автобуса разрывной. И каждый день у каждого свой маршрут - по малому и по большому кругу. В этот день мы ехали по малому. Время движения в среднем всегда 20-22 минуты. По приезде в бокс водители занимаются уборкой автобуса, проверяют его и по необходимости помогают своим товарищам. Эта работа длится до 10.00, потом мужчины отправляются домой.
- Дома можно и покемарить, - смеётся Александр, - набраться сил и снова трудиться. В 13.50 мы снова приезжаем на рабочее место и тут до рейса занимаемся делами. Коллектив у нас хороший. Мы всегда идём друг другу на- встречу и не отказываем в помощи.
Габариты не пугают
На своём МАЗе (№428) мой наставник ездит один уже более 12-ти лет. В этом плане ему легко. Если вдруг что-то застучит, что Александр уже догадывается в чем дело и сразу устраняет эту проблему. Мало управлять, необходимо разбираться и в технической части.
- Ломаются такие автобусы редко, - поясняет он, - ходят хорошо.
Тут водитель создал и свой уют. Для удобства он сам установил рацию, чтобы шло озвучивание на улицу. «В город не еду», - именно это он объявил людям на остановке полчаса назад. Оборудовал красивое освещение на своём рабочем месте. Повесил дополнительное зеркало для того, чтобы видеть салон. А также звуковую кнопку для пассажиров в случае, если они ходят выйти на остановке.
Из этого я сразу сделала вывод, что Александр Алексеев мастер на все руки. И это не случайность. Как оказалось, мужчина по образованию электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельском производстве.
Его никогда не смущали габариты такой машины, различные кнопки - переключение скоростей, открытие дверей, освещение и др. Удобство новых автобусов - автоматическая коробка передач.
Перегонял и военную технику и на «Кировце» попахал
Ещё с юности Александр Алексеев привык к большому транспорту. Ездил на фуре, тракторе и даже на военной технике.
- Да, дело было тогда, - вспоминает мужчина, - когда я ещё в армии служил. В учебке я был в Украине, там уже получил звание - командир танка. Оттуда поехал в войска. В тот момент как раз выводили БТР, танки, военную технику из Чехословакии, Германии и др. Вот я и гонял эти машины на место стоянки. А сразу после армии, как вернулся в родные края, успел ещё и на «Кировце» землю попахать.
Приехал погостить, остался жить
В 1995 году Александ решил приехать в гости к сестре в Житикару. Сам он родом их Кокчетавской области. Ему тут понравилось. Почти сразу мужчина устроился работать на градообразующее предприятие сварщиком на водоотливе и по совместительству водителем трактора. Руль всегда был рядом с ним.
- Был момент, - говорит он, - когда я уезжал на заработки в Тенгиз. Там тоже водил автобус. Но понял, что хочу домой, на своё родное предприятие. К счастью, меня снова приняли, но уже водителем автобуса.
В свои выходные Александр частенько выезжает на рыбалку.
- Лодку в машину,- говорит он, - и вперёд. Правда рыбу чистить не особо люблю. Но, всё равно каждый раз езжу на нашу Шортанды и там отдыхаю душой!